Собор святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Христовых. Часть 1.
Первыми из апостолов Христос призвал Андрея, Иоанна, Иакова, Симона, нареченного Петром, Филиппа и Нафанаила. Переломным событием, после которого рыбаки превратились в «ловцов человеков» стал чудесный улов рыбы, описанный в Евангелии от Луки. Именно тогда апостолы решили «оставить всё» и следовать за Учителем. Окончательно апостолы стали, как поется в тропаре Пятидесятницы, теми, кем Христос «уловил вселенную», лишь получив в виде огненных языков дар Святаго Духа. Апостолы испытали множество бедствий и скорбей на пути просвещения язычников – и устояли в этих испытаниях. Почти все они окончили свою жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – пронзен копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий. В Евангелии написано, что на Страшном суде Христовом апостолы, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей.
Собор святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Христовых. Часть 2.
Собор святых славных и всехвальных Двенадцати апостолов Церковь празднует на следующий день после чествования первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот раз вспоминаются все 12 первых учеников Христа: Петр, Андрей, Иаков и Иоанн - сыновья Завведея, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев или Фаддей, Симон Зилот и Матфей, который был избран вместо предателя Иуды Искариота. Двенадцать апостолов были самыми близкими учениками Христа. Большинство из них были рыбаками. Господь дал апостолам силу исцелять больных, изгонять бесов, воскрешать мертвых, послал своих учеников в мир, чтобы они проповедовали Благую весть всем народам. Первые упоминания о праздновании Собора двенадцати апостолов встречаются еще в четвертом веке. Император Константин Великий выстроил в византийской столице Константинополе храм, посвященный Двенадцати апостолам. В Москве тоже есть церковь, освященная в честь этого праздника. Она находится на Соборной площади в Кремле. Эта церковь была построена в середине XVII века по повелению патриарха Никона одновременно с Патриаршими палатами и стала домовым патриаршим храмом.
Собор святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Христовых. Часть 3.
В самом начале своего служения Иисус Христос из всех своих последователей избрал двенадцать учеников: СИмона, которого назвал Петром, и Андрея, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона Зилота, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом стал предателем. За Иисусом следовали толпы, особенно после того, как люди увидели Его чудеса. Однако из сотен или даже тысяч он отобрал всего двенадцать человек, которые не выделялись ни образованием, ни родом занятий. Кто они, почему именно они были выбраны? Евангелист Иоанн приводит рассказ о том, как после некоторой проповеди народ начал расходиться, и Иисус сказал двенадцати: «Не хотите ли и вы отойти?» Симон Петр ответил Ему за всех: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго». Вот это стремление к Истине, готовность быть с ней до конца и отличала апостолов от всех остальных людей. Они были призваны свидетельствовать о Христе, и свидетельство это не было только на словах. Всей своей жизнью апостолы показывали людям, что нового принес в мир Христос и что значит быть его учеником. Не случайно это слово, «свидетель» стало впоследствии обозначать мученика – того, кто готов принять мучительную смерть, чтобы явить людям Христа. Все апостолы, кроме Иоанна, умерли мученически, но проповедь их распространилась во все уголки земли.
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 289 зач., VI, 17-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Классовое расслоение в обществе возникло не сегодня и не вчера. Разделение людей на бедных и богатых существовало и в древних странах. Доказательством тому может послужить отрывок из шестой главы первого послания апостола Павла к Тимофею, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
17 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения;
18 чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,
19 собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
20 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,
21 которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.
Святой Тимофей, к которому направил своё послание апостол Павел, нёс служение епископа, то есть главы, Эфесской церкви. Эфес в первом веке представлял собой богатый и многолюдный город, находящийся на пересечении нескольких торговых путей. На рынке Эфеса можно было купить и продать что угодно. Подчёркивая свою зажиточность, местные жители, ещё во времена язычества, избрали себе покровительницей богиню плодородия — Артемиду. Из-за её святилища апостол Павел и пострадал во время проповеди в Эфесе.
Поучения святого некоторых идолопоклонников привели к истинной вере. И со временем новых христиан становилось всё больше, так что капище постепенно обезлюдело, а статуэтки Артемиды перестали продаваться. В итоге, поклонники богини устроили бунт и выгнали Павла из города. Но посеянные апостолом семена веры принесли мощный урожай — христиан в Эфесе стало так много, что для их окормления понадобился епископ. Им и стал Тимофей — верный ученик Павла.
Молодому епископу в Эфесе было несладко. Ему то и дело приходилось тушить пожары конфликтов, призывать паству к мирному, гармоничному сосуществованию и совместному служению Богу. Головную боль Тимофею доставляли и богатые, и бедные христиане. Некоторые из бедных буквально требовали от Церкви покрытия всех своих нужд, считали, что им просто обязаны помогать. Некоторые богатые члены Церкви, наоборот, старались держаться в тени. Чтобы никто не просил их о помощи, не взывал к их совести.
В прозвучавшем отрывке речь идет именно о состоятельных членах Эфесской церкви. Апостол Павел призывает Тимофея увещевать их жертвовать средства для помощи неимущим. Павел пишет, что богатеть нужно не деньгами или каким-то материальным имуществом, а добрыми делами. Действительно, у гробов карманов нет. На тот свет ничего из земного богатства не возьмёшь. Отмечает Павел и другую важную деталь. Жертвовать можно по-разному. Например, свысока, с презрением. Такая благотворительность Богу не нужна. Поэтому Павел призывает богатых христиан быть щедрыми и общительными, то есть не превозноситься над бедными людьми, а самих себя не считать себя людьми первого сорта. Ведь всё в этой жизни меняется — быстро и решительно.
Сегодня ты богатый и здоровый, а завтра больной и бедный. И единственной незыблемой опорой может быть только вера в Бога и жизнь в соответствии с Его заповедями. Или как пишет апостол: «собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни». Апостол не призывает к революции, к насильственному уравниванию богатых и бедных. Он просит и тех, и других жить в мире, поддерживая друг друга. Богатые бедных — материально, а бедные богатых — молитвой. Что и позволит если не снять, то смягчить межклассовую рознь, а вместе с этим и смягчить сердца людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать церковную горячую линию помощи «Милосердие»
Алёна живёт в маленьком посёлке на Дальнем востоке. У женщины — инвалидность. Многие движения даются ей непросто, пальцы и те разгибаются с трудом. Удивительно, но при этом женщина прекрасно управляется со швейной машинкой и помогает своим талантом ближним. Алёна — верующий человек, посещает местный сельский храм и на приходе поддерживает малоимущие семьи — шьёт для них постельное бельё. Средства на ткань она выделяет со своей небольшой пенсии. Люди такой помощи очень рады. А наша героиня счастлива, что может быть полезной для других.
Раньше женщине приходилось трудится на старой машинке — «Чайке». Техника сильно износилась, стала пропускать стежки. Поэтому швы Алёна поправляла вручную. Для качественной и слаженной работы мастерице требовалась новая швейная машинка. А купить её было не на что.
Историю Алёны из маленького посёлка на Дальнем Востоке узнали сотрудники горячей линии церковной социальной помощи «Милосердие». Это проект Синодального отдела по благотворительности Русской Православной Церкви. При поддержке добрых людей им удалось приобрети швейную машинку и доставить её в отдалённый населённый пункт, где живёт наша героиня. Кроме того, женщине прислали и другие вещи, полезные для рукоделия, которые значительно облегчают её работу. Теперь Алёна с радостью помогает нуждающимся вдвое больше.
Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению приходит на выручку людям из всех уголков страны в самых разных ситуациях. Ежедневно на церковную горячую линию «Милосердие» поступают сотни заявок на помощь. Чтобы светлых историй становилось больше, присоединяйтесь к добрым делам Церкви. Переходите на церковную платформу «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Распространение христианства на Руси». Павел Гайденко
У нас в студии был доктор исторических наук, профессор Московского государственного лингвистического университета Павел Гайденко.
Разговор шел о том, как происходило распространение христианства в Древней Руси, как появлялись первые храмы и кто были первые священники.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер