Араратская долина – плодородная чаша, окруженная горами, напоенная влагой реки Аракс. Здесь на зеленой равнине, в окружении виноградников стоит город Вагаршапат – духовный центр Армении. Сердцем этого селения издавна считается Эчмиадзинский монастырь, в сокровищнице которого хранится копье Лонгина сотника – то самое, коим две тысячи лет назад пронзили грудь Распятого Христа.
Вагаршапат ведет свою историю с начала второго века, долгое время он был столицей древнего государства Великой Армении. Основатели города окружили его мощной каменной крепостью, в стенах ее в третьем столетии и устроили Эчмиадзин. Название монастыря в переводится как «Сошел Единородный» - считается, что в этом месте Григорию Просветителю явился Христос. Святой Григорий почитается и Армянской, и Русской православной церквями, в Эчмиадзинской обители хранится часть его мощей.
Главный монастырский собор – один из древнейших во всем христианском мире. Изначально его построили из дерева, в седьмом веке одели в камень. Позднее к древнему крестообразному храму с единственным куполом в виде граненой пирамиды пристроили с трех сторон шестиколонные ротонды, а с четвертой - трехъярусную колокольню, и строгое сооружение приобрело более пышный вид. На колокольню стоит обратить особое внимание – ее стены покрыты изысканными каменными узорами. Внутри собор расписан фресками, что нехарактерно для армянских храмов.
Сбоку к собору примыкает сокровищница, где в золотом ковчеге хранится наконечник от копья Лонгина сотника. Считается, что в Армению эту реликвию принес апостол Фаддей.
Уникальной достопримечательностью монастыря является аллея хачкаров – это каменные стелы с изображением креста, особый вид армянских памятников. Хачкары выдержаны в едином стиле, однако узорная каменная резьба на них никогда не повторяется, и в обширной коллекции Эчмиадзина вы не увидите двух одинаковых.
Монастырская территория довольно обширна, кроме главного собора здесь есть трапезная, гостиница, резиденция Католикоса всех армян – все эти здания были построены в семнадцатом-восемнадцатом веках.
Вагаршапат находится в тридцати километрах от Еревана, добраться до него из столицы Армении можно на электричке, которая ходит несколько раз в день. Путь к Эчмиадзинскому монастырю пролегает через старый парк, немного запущенный, но чрезвычайно живописный. Обратите внимание на деревянные скульптуры – старые высохшие деревья здесь не срубают, им дарят вторую жизнь в виде произведения искусства. Порадуют вас и многочисленные пулпулаки – особые питьевые фонтанчики, в самом названии которых слышится звук журчащей воды.
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России