Благоверный князь Петр и святая благоверная княгиня Феврония жили в тринадцатом веке. За несколько лет до того, как вступить на Муромский престол, святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне Петру было открыто, что ему сможет помочь только некая Феврония, крестьянка деревни Ласковой Рязанской губернии. Петр отыскал эту девушку и дал обет жениться на ней после выздоровления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Гордые бояре не хотели иметь княгиню из крестьян и потребовали, чтобы князь расстался с ней. Святой Петр отказался, и супругов изгнали из Мурома. Но вскоре в городе начались беспорядки, и народ стал просить, чтобы князь вернулся вместе со своей женой. Петр и Феврония вернулись, и долгие годы милостиво и разумно правили городом. Святые супруги всю жизнь бережно и нежно относились друг к другу. Предание умалчивает о том, были ли у них дети. Петр и Феврония прославили Бога не многодетностью, но взаимной любовью и хранением святости брака.
Часть 2
Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония прожили в любви и верности долгую жизнь и просили Бога о том, чтобы им довелось умереть одновременно. Незадолго до смерти они приняли иноческий постриг – Петр с именем Давид, Феврония стала Евфросинией. Живя каждый в своем монастыре, супруги общаясь друг с другом с помощью писем. В одной из весточек Давид сообщил Евфросинии, что ему пришло время умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать покрывало для Святой чаши. Давид сначала ответил, что может подождать недолго, но вскоре сообщил, времени не осталось. Ефросиния, закончив вышивать лики святых, послала сказать Давиду, что готова к смерти. Помолясь, они оба умерли 8 июля. Людям показалось неправильным вместе хоронить супругов, которые приняли монашество, и святых положили в разных гробах. Но наутро обнаружили их лежащими рядом в том самом гробу, который они приготовили себе сами. Люди не посмели больше разлучать святых и похоронили их вместе в соборной церкви Рождества Богородицы. Сейчас мощи святых Петра и Февронии хранятся в Муромском Свято-Троицком монастыре. Недавно в день памяти Петра и Февронии в России был учрежден новый праздник - День семьи, любви и верности.
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия