
Апостол Павел
2 Тим., 294 зач., II, 20-26.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
В Древнем Патерике есть такое замечательное истолкование этих слов апостола: «Брат спросил авву Пимена, говоря: «Почему бесы склоняют мою душу завидовать тем, кто стоит выше меня, и презирать тех, кто ниже меня?» Говорит ему старец: «Об этом апостол сказал вот что: в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и если кто очистит себя от всего такого, то он будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело».
С первого взгляда — как-то не очень понятно, о чем вообще речь. Но мысль, озвученная старцем через слова апостола, — очень глубока. И речь идёт о том, что делает человека — человеком чести.
В чем главная проблема вопрошающего? В постоянном сопоставлении себя с другими. Тем, кто выше его, — он завидует и ненавидит их, потому что ему самому хотелось бы оказаться на их месте. Тех, кто ниже его, — он презирает, считая их недостойными своего внимания и общения. Самое ужасное в его состоянии то, что его самого... как бы нет: он весь — в скачущих индексах оценочной биржи окружающих. И если эти «торги» вдруг остановятся — для него это будет катастрофой: ведь если прекратить себя сравнивать — то некуда будет стремиться и не от кого будет отталкиваться!
Когда пожарный входит в пылающий дом — он не задаётся вопросом, а достоин ли попавший в беду его помощи? Пожарный — человек чести. Офицер — тоже человек чести, потому что хранит верность присяге и защищает своё государство, несмотря ни на что. Врач, педагог, священник — и многие другие служения — невозможны без сохранения чести профессии. Можно повторить слова из другого афонского патерика — неразличение зла и добра в человеке останавливает осуждение и свидетельствует о чести.
Но как же это трудно на деле — прекратить поток сравнения себя с другими и развешивание ярлыков — и начать просто принимать окружающих такими, какие они есть! В своё время мне посчастливилось общаться с человеком, который владел этим навыком в совершенстве — это был отец Кирилл Павлов, духовник Троице-Сергиевой Лавры. Каждый, приходивший к нему — хоть бомж, хоть профессор, хоть семинарист, хоть только-только делающий первые шаги к Богу молодой неформал с татуировками и пирсингом — уходили от него в полной уверенности, что отец Кирилл действительно его любит, как никого другого. Это ощущение собственной ценности в глазах старца было настолько мощным и пронзительным, что сама мысль о грехе c гневом отбрасывалась — как же я смогу такого себя принести старцу? Я ведь просто сгорю от стыда в пламени его любви!...
Честь — это не только наличие в человеке того, что можно «чести» — то есть чтить. Это прежде всего способность самого человека к безоценочному по-читанию, по-чтению другого как носителя образа Божия — какой бы грязью он не был испачкан!...
Сиротки

Жил когда-то один человек. Жена у него умерла, и остался он с двумя маленькими сыновьями. Человек этот кормился тем, что ставил верши — рыболовные снасти, сделанные из бамбука, да ловил на них рыбу в реке.
В лес и на рыбалку он всегда брал с собой старшего сына, а младшего оставлял присматривать за домом. Мальчику очень хотелось узнать отцовское ремесло, и однажды он упросил, чтобы его тоже взяли в лес.
Во все глаза он смотрел и запоминал всё, что делает отец, пока его старший брат только об обеде думал.
Через какое-то время отец заболел умер. Остались братья круглыми сиротами, все припасы съели и обнищали вконец.
— Бедные мы сиротки! Мы с тобой ещё слишком малы, и сами не можем заработать на кусок хлеба,— сказал тогда старший брат. — Остаётся нам с тобой ходить по белу по свету и подаяние просить.
— Не по мне это,—возразил младший брат. — Руки и ноги у нас целы, голова на плечах есть. Покуда отец был жив, не знали мы с тобой ни забот, ни печали. Пора нам тоже заняться отцовским ремеслом.
— Сказать по правде, я ничего не умею, — признался старший, — Лучше будем просить милостыню: кто-нибудь да подаст корочку.
— В нашем роду никто никогда не побирался, и мы не будем, — сказал младший брат, — Отец оставил нам нож для рубки бамбука. Я видел, как он делал верши и ловил рыбу в реке. Не вешай голову, у нас тоже получится!
На следующий день младший брат нарубил в лесу бамбука, сделал вершу, наловил рыбы, а старший брат её вкусно пожарил. Хорошо стали жить наши сиротки! Часть рыбы они продавали соседям, а на вырученные деньги покупали рис и соль.
Но вот как-то младший брат начал размышлять вслух:
— Наш отец умел только рыбачить. А почему бы нам с тобой и зверя не ловить? В лесу водятся олени и дикие кабаны. Я видел, как охотники в лесу ловушки на зверя делают, и постарался всё запомнить.
Отправились братья в дальний лес, куда и человеческая нога не ступила. Соорудил младший брат ловушку на крупного зверя из бамбука и диких лиан. И что вы думаете? Попался в его ловушку слон — запутался, никак выбраться не может.
Испугались братья — что же им с такой громадиной делать? — а слон вдруг заговорил человеческим голосом:
— Не убивайте меня, я вам верой и правдой служить буду, любую работу делать...
Вернулись мальчики в деревню верхом на слоне.
А ведь слон, считай, это живой подъёмный кран, каждому в хозяйстве нужен. На нём можно любые тяжести таскать, деревья корчевать, бревна из воды вытаскивать, поэтому владельцы слона всегда безбедно живут.
Говорят, из той кампучийской деревни и пословица пошла: «Кто учится смолоду, под старость не будет знать голода».
(по мотивам кампучийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Костюмированный бал 1903 года

Фото: Evgeniy Zolotarev / Pexels
В 1903 году правящему императорскому роду Романовых исполнилось 290 лет. В честь этой даты император Николай II и его супруга Александра Фёдоровна решили провести костюмированный бал. По задумке, он устраивался в стиле допетровской Руси XVII века, поэтому все приглашенные гости должны были прийти на праздник в русском национальном костюме времён правления царя Алексея Михайловича Тишайшего.
С конца XIX века в России возник особый интерес к национальной культуре. Многие художники и архитекторы обращались к древнерусским сюжетам: на картинах стали появляться изображения сказочных и былинных героев, а архитекторы начали чаще обращаться к элементам древнерусского зодчества. В изобразительном искусстве и архитектуре даже появился новый стиль, названный искусствоведами неорусским. Этому творческому веянию особо покровительствовала Царская семья. Новый костюмированный бал задумывался с целью привлечь внимание к русской культуре.
Императрица Александра Фёдоровна принимала личное участие в оформлении костюмов для себя и своего супруга, а к пошиву были привлечены лучшие художники и костюмеры императорских театров. Особое внимание уделялось историческому соответствию нарядов. Приглашённые гости тоже готовились к торжеству. Известно, что сестра императора Николая II — Ксения, перед балом лично нашивала украшения на своё платье. Невероятной красоты кокошник к её наряду был изготовлен Евгением Фаберже — сыном известного ювелира Карла Фаберже.
Программа праздника была рассчитана на 2 дня —— 11-е и 13-е февраля. Торжество открывал концерт в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга, где ставились сцены из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» и фрагменты постановок русского балета.
13 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся сам костюмированный бал. Комендант дворца Владимир Воейков вспоминал, что впечатление получилось сказочное. Бальный зал был заполнен дамами в сарафанах русских боярынь, и кавалерами, одетыми в костюмы бояр и стрельцов. Император Николай II впоследствии записал у себя в дневнике: «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми». Сам он был одет в точную копию царского выходного платья царя Алексея Михайловича Тишайшего, а императрица в костюм супруги царя — царицы Марии Ильиничны.
Специально приглашённые фотографы запечатлели красоту праздника на множестве снимков. В последствии фотокарточки вошли в памятный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце».
Главная цель торжества — привлечь внимание к русской истории и традициям — была достигнута. В России ещё больше возрос интерес к отечественной культуре.
Сейчас праздничные костюмы императора Николая II и Александры Фёдоровны можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля.
Все выпуски программы Открываем историю
Владимирский храм (Владикавказ)

Владикавказ — столица республики Северная Осетия-Алания, входящей в состав России. Город расположен на реке Терек, у подножия Большого Кавказского хребта. Здешняя земля издавна принадлежала осетинам, потомкам древних аланов. Этот народ принял веру во Христа в первом веке, услышав проповедь апостола Андрея Первозванного.
В десятом столетии Алания была крупным христианским государством на Северном Кавказе. Спустя три века страну разорили орды монгольских кочевников. Выжившие аланы ушли высоко в горы, оказались в изоляции, вскоре утратили преемственность духовенства и лишились священников.
Вернуться к вере отцов горцам помогли русские миссионеры после присоединения Осетии к России в 1774 году. Особенно эффективными просветительские труды стали после 1875-го, когда Церковь учредила во Владикавказе кафедру епископа. Её возглавил святитель Иосиф Чепиговский. Будучи знатоком осетинского языка, он переводил для своей паствы богослужебные тексты. При владыке Иосифе в епархии открылись новые храмы, церковно-приходские школы, духовные училища и первая женская гимназия.
Через год во Владикавказе для епископа построили резиденцию. Строение из красного кирпича расположилось в самом центре города, на улице Крепостной, сейчас она носит имя грузинского поэта Церетели. Богослужения в резиденции вначале совершались в маленькой домовой церкви. В 1911 году к дому архиерея пристроили просторный храм и освятили его во имя равноапостольного князя Владимира. Само здание резиденции было расширено и у него появились дополнительные этажи.
Благоустроили православные и территорию вокруг епископского подворья. Особенно был хорош парк, окружавший Владимирскую церковь. Здесь цвели растения со всех концов мира, прогуливались павлины и пели птицы.
В 1922 году этот благодатный уголок разорили безбожники. Владимирскую церковь закрыли, а резиденцию передали военному ведомству. К двухтысячному году комплекс оказался заброшенным. Его вернули Православной церкви в 2013-м. Спустя семь лет в отреставрированном здании архиерейской резиденции открылся духовно-просветительский центр. Сердцем этого комплекса стал восстановленный храм князя Владимира. В росписях под его сводами отражена духовная и историческая связь России и Алании.
Все выпуски программы ПроСтранствия