
Жизнь всякого человека — это полоса белая, полоса чёрная. И нередко мы относимся к этой нестабильности чересчур негативно. А, может, всё же есть от неё хоть какая-то польза? Своеобразный ответ на этот вопрос находим в 9-м псалме пророка и царя Давида, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 9.
1 Начальнику хора.
По смерти Лабена. Псалом Давида.
2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим,
5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетённому, прибежищем во времена скорби;
11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетённых.
14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоём.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлён делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да сУдятся народы пред лицом Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да улОвятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своём: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;
28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба;
29 сидит в засаде за двором, в потаённых местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаённом месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
31 сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его;
32 говорит в сердце своём: «забыл Бог, закрыл лицо Своё, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетённых Твоих до конца.
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своём: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предаёт себя бедный; сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твоё,
39 чтобы дать суд сироте и угнетённому, да не устрашает более человек на земле.
Текст псалма, который только что прозвучал, очень неоднороден по своему содержанию. Если приглядеться, то можно заметить, что в нём последовательно сменяют друг друга, как минимум, две магистральные темы. С одной стороны, это тема благодарности Богу за Его заботу и поддержку. Псалмопевец искренне и глубоко признателен Творцу за то, что Он не оставляет тех, кто ищет Его. Однако, с другой, — это тема недоумения и плача, которые рождаются от того, что мир наполнен беззакониями и неправдами.
Церковная традиция не видит в этом большой проблемы. Соединить две, казалось бы, несовместимые темы под одним заголовком — замечательный способ отобразить глубокую правду жизни. Так текст Писания передаёт то напряжение, которое испытывает каждый, кто старается идти путём праведности. Не всегда у него на сердце радость и благодать. Псалмопевец подмечает, что периодически случаются ситуации, когда даже верующий может сказать в своём сердце: «забы́л Бог, закры́л лицо́ Своё, не уви́дит никогда́». Такие ямы бывают даже в жизни великих святых.
И таким путём Бог ведёт каждого из нас. Перемены в обстоятельствах и то напряжение, которое возникает из-за этих перемен, — важная составляющая нашего духовного развития. Они дают нам возможность ощутить, что такое полнота жизнь и что такое её отсутствие. Именно эти наблюдения рано или поздно всякого из нас приводят к Творцу. Именно они побуждают нас искать Его присутствия и делать всё, что от нас зависит, чтобы Он нас больше никогда не покидал.
Псалом 9. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 9. (Церковно-славянский перевод)
17 июня. О почитании Святителя Митрофана, епископа Византийского

Сегодня 17 июня. День памяти Святителя Митрофана, епископа Византийского, жившего в начале четвёртого века.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 86 зач., IV, 4-12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Поступая правильно, люди могут делать это по разным причинам. Например, кто-нибудь уважительно говорит с другим человеком, потому что от его решения зависит нечто значимое, или может быть щедрым, надеясь на какие-то выгоды в будущем. В данном случае мы как будто бы на рынке, покупаем у других ответное добро. Подобный подход настолько распространён, что обычно люди не видят в этом ничего особенного. Но как выстраиваются наши отношения с Богом? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Большинство людей на земле имеют опыт родительской любви. Более того, даже те, кто не имеют этого опыта или имеют искажённый опыт, обычно знают, каким должен быть правильный. И хотя современные стратегии родительских отношений явным образом отличаются от того, что мы знаем о подобных отношениях в XX или XIX и прежних веках, всё же одно в них было очевидно всегда: родители любят своих детей не за что-то, а просто по факту того, что они есть. Очевидно, что поведение детей на эту любовь влияет, строптивость и эгоистичность ребёнка, естественно, усложняет эмоциональную сторону отношений. Но первичность родительской любви неоспорима, мы так устроены. При этом нельзя не видеть, что рыночная модель отношений довольно быстро улавливается детьми, и они могут вести себя так, чтобы родителям нравилось, преследуя свои интересы. Но означает ли это, что родительская любовь такими вещами определяется?
В сегодняшнем чтении из послания к Римлянам апостол Павел ставит похожие вопросы, рассуждая о Боге и человеке. Хотя о том, что Бог есть любовь писал Евангелист Иоанн, для Павла это тоже было очевидно. Господь и мир-то сотворил только лишь по Своей любви, совершенно в нём не нуждаясь. Привлекая иудеев к праведной жизни, Бог нередко формулировал заповеди так, что им казалось, что Его любовь к ним зависит от их поведения. Но дело было не в Его любви, а в несовершенстве людей, которые жили в окружении языческих народов, про любовь Божию вообще ничего не знавших. Иными словами, как и иудеи, так и язычники, верили, что любовь Божию надо заслужить и только в таком случае Он посчитает человека праведным. Апостол Павел, несомненно, был согласен с тем, что праведность нужна, но также он знал, что с неё невозможно начать, так как праведным сам по себе человек быть не может. Учитывая же, что спасение необходимо всем, Бог заранее всех готов простить, и соблюдавших закон и не соблюдавших, всем готов позволить начать сначала.
Но, если Бог готов не вменять нам грехов и принимает нас в Своё общение даром, означает ли это, что можно вовсе обойтись без дел праведности, просто сославшись на Его любовь? Конечно, нет. Потому что общение с Богом, как общение с любым личностным существом, не может быт односторонним. Родитель может любить ребёнка сколько угодно, но пока ребёнок не полюбит его в ответ, подлинно глубокого общения не состоится. Подобным образом и в наших отношениям с Богом, своими добрыми делами мы не заслуживаем Его любовь, но подтверждаем свою собственную любовь к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим Дом, где живут особенные люди

8 лет назад в городе Омске священник Антоний Хмелёв создал Дом для людей с инвалидностью, которые остались без попечения близких. Располагается он при храме Рождества Христова в микрорайоне Крутая горка. Со временем проект получил название «Дом, который очень нужен». Здесь вместе с отцом Антонием о подопечных заботятся сёстры милосердия и добровольцы. Людям помогают решать бытовые задачи, приучают к самостоятельности, дают возможность заниматься творчеством и учиться.
Ксения и Александр почти ровесники. По паспорту им обоим чуть больше 40 лет, а по развитию они совсем, как дети. У каждого была семья и дом, но после смерти близких заботиться о них стало некому. Ксению и Сашу должны были отправить в психоневрологический интернат. Тогда бы не о какой свободной и радостной жизни — не было бы и речи. К счастью, про особенных мужчину и женщину узнал священник Антоний, так они и оказались в «Доме, который очень нужен». Условия в этом церковном приюте максимально приближены к домашним. Здесь подопечные готовят, ухаживают за садом во дворе, свободно общаются, играют в спортивные игры и не только.

Кроме Ксении и Саши в приюте при храме Рождества Христова находятся ещё 9 человек с инвалидностью. Они тоже, как могут, ведут самостоятельную жизнь и даже участвуют в делах местной службы милосердия — развозят вместе с волонтёрами гуманитарную помощь нуждающимся.
Сегодня Дому, где живут люди с ментальными и физическими нарушениями, необходима поддержка. Помогайте финансово, становитесь добровольцами или просто рассказывайте другим об этом добром проекте из Омска. Узнать о нём больше можно на сайте Православной службы «Милосердие. Крутая горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов