
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Гал., 213 зач., V, 22 — VI, 2.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Современные люди очень ценят свободу. Даже в известном девизе французских революционеров «свобода, равенство, братство» она стоит на первом месте. Но что она для нас значит? Мы скажем, что свободен тот, кто может делать, что хочет, кто ничем не ограничен. Конечно, подобная свобода от ограничений воспринималась как ценность ещё в древности. Главу, к которой относится сегодняшнее чтение, апостол тоже начинает с призыва к свободе. Он говорит: «стойте в свободе, которую даровал нам Христос».
При этом все мы понимаем, что свобода не является ценностью сама по себе. Она ценна тем, что я могу реализоваться, могу раскрыть свои таланты, стать, тем, кем хочу. Или не становиться тем, кем не хочу. Иными словами, когда мы говорим о свободе, нам важен ее результат или, если говорить на языке апостола Павла, ее плод.
Свобода может быть разной, социальной или духовной. Соответственно и плоды у каждой свободы свои. И они не появляются вдруг и сразу, как только человек оказывается свободен. В опыт свободы необходимо войти, научиться жить и действовать как свободный. И в первую очередь это выражается в плодах, то есть результатах всего нашего труда, нашего пути к Богу.
В таинстве миропомазания на каждого христианина сходит Дух Святой, как это произошло с апостолами в день Пятидесятницы. И каждый получает возможность быть свободным и в этой свободе действовать, являя плоды присутствия Духа в нашей жизни. Причем первым и самым главным плодом этого присутствия апостол называет любовь. В христианстве много добродетелей, но первый признак того, что человек на правильном пути, это способность любить. Это может звучать странно, ведь мы совершенно запросто и, как кажется, без усилий, любим своих близких и тех, кто нам дорог. Но апостол говорит о чем-то совершенно ином. Любовь как плод духа — это любовь ко всем людям, она может проявляться по-разному, к праведным в виде радости о том, что они есть, к грешникам в виде желания их покаяния и исправления. Главное же, это желание блага всем. И, конечно, человек, который укоренен в любви, в первую очередь любит Бога, от чего меняется его отношение к миру. Он учится радоваться не только когда это удобно и правильно с человеческой точки зрения, но и тогда, когда, доверяя Богу, ему приходится преодолевать трудности. Он ощущает в сердце мир как полноту Божьего присутствия, из чего рождаются вполне определенные практические добродетели: долготерпение, милосердие, надежность, кротость и сдержанность. При этом они не регламентируются законом, потому что должны стать результатом творческой жизни в Духе. Например, никто не может сказать точно, сколько нужно терпеть, как и в какой именно форме быть милосердным или кротким. Мы выражаем намерение идти Божиим путем, а Дух действует совместно с нашей волей. Почему апостол и пишет: «если мы живем Духом, то по Духу и поступать должны». Поступать не только в положительном смысле, делая что-то доброе, но и в отрицательном, не делая злого. Это всегда нелегко дается и достигается через подвиг. Самое же главное в том, что духовная жизнь не становится только внутренней, умозрительной работой над собой. Для апостола очевидно, что закон Христов должен исполняться деятельно, через правильное отношение к ближнему.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема