
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Гал., 213 зач., V, 22 — VI, 2.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Современные люди очень ценят свободу. Даже в известном девизе французских революционеров «свобода, равенство, братство» она стоит на первом месте. Но что она для нас значит? Мы скажем, что свободен тот, кто может делать, что хочет, кто ничем не ограничен. Конечно, подобная свобода от ограничений воспринималась как ценность ещё в древности. Главу, к которой относится сегодняшнее чтение, апостол тоже начинает с призыва к свободе. Он говорит: «стойте в свободе, которую даровал нам Христос».
При этом все мы понимаем, что свобода не является ценностью сама по себе. Она ценна тем, что я могу реализоваться, могу раскрыть свои таланты, стать, тем, кем хочу. Или не становиться тем, кем не хочу. Иными словами, когда мы говорим о свободе, нам важен ее результат или, если говорить на языке апостола Павла, ее плод.
Свобода может быть разной, социальной или духовной. Соответственно и плоды у каждой свободы свои. И они не появляются вдруг и сразу, как только человек оказывается свободен. В опыт свободы необходимо войти, научиться жить и действовать как свободный. И в первую очередь это выражается в плодах, то есть результатах всего нашего труда, нашего пути к Богу.
В таинстве миропомазания на каждого христианина сходит Дух Святой, как это произошло с апостолами в день Пятидесятницы. И каждый получает возможность быть свободным и в этой свободе действовать, являя плоды присутствия Духа в нашей жизни. Причем первым и самым главным плодом этого присутствия апостол называет любовь. В христианстве много добродетелей, но первый признак того, что человек на правильном пути, это способность любить. Это может звучать странно, ведь мы совершенно запросто и, как кажется, без усилий, любим своих близких и тех, кто нам дорог. Но апостол говорит о чем-то совершенно ином. Любовь как плод духа — это любовь ко всем людям, она может проявляться по-разному, к праведным в виде радости о том, что они есть, к грешникам в виде желания их покаяния и исправления. Главное же, это желание блага всем. И, конечно, человек, который укоренен в любви, в первую очередь любит Бога, от чего меняется его отношение к миру. Он учится радоваться не только когда это удобно и правильно с человеческой точки зрения, но и тогда, когда, доверяя Богу, ему приходится преодолевать трудности. Он ощущает в сердце мир как полноту Божьего присутствия, из чего рождаются вполне определенные практические добродетели: долготерпение, милосердие, надежность, кротость и сдержанность. При этом они не регламентируются законом, потому что должны стать результатом творческой жизни в Духе. Например, никто не может сказать точно, сколько нужно терпеть, как и в какой именно форме быть милосердным или кротким. Мы выражаем намерение идти Божиим путем, а Дух действует совместно с нашей волей. Почему апостол и пишет: «если мы живем Духом, то по Духу и поступать должны». Поступать не только в положительном смысле, делая что-то доброе, но и в отрицательном, не делая злого. Это всегда нелегко дается и достигается через подвиг. Самое же главное в том, что духовная жизнь не становится только внутренней, умозрительной работой над собой. Для апостола очевидно, что закон Христов должен исполняться деятельно, через правильное отношение к ближнему.
«Таинство» смерти»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Наталия Лангаммер, Алексей Пичугин, Марина Борисова, а также наш гость — протоиерей Александр Дьяченко — поделились своими личными историями о том, как смерть близкого или знакомого человека приводила к Богу или укрепляла в вере.
Все выпуски программы Светлые истории
Антон Чехов. «Вишнёвый сад»: «О Фирсах и звёздах»

Фото: PxHere
Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Сюжет произведения сосредоточен на уникальном вишнёвом саду в старой дворянской усадьбе. Сад обречён на уничтожение. Его владельцы разорены, и поместье в конце концов продают с аукциона, а новый хозяин вырубает сад. Но не гибель сада становится центральным нервом пьесы, её главной болью. А что же?
В мире чеховской пьесы, мире, который заполнен переживаниями за обречённый вишнёвый сад, — а красота его и правда стоит того, чтобы её оплакать! — не хватило времени, сил, внимания, тепла на одного-единственного человека. После продажи усадьбы старого слугу Фирса забывают в заколоченном дворянском доме.
Апофеоз трагизма пьесы — не стук топора, рубящего вишнёвые деревья, а стук молотка, заколачивающего ставни дома, в котором остался старик. А ведь Фирс для Творца Вселенной дороже всех садов мира.
Американская писательница Гарриет Бичер-Стоу, автор романа «Хижина дяди Тома», рассказывала, как однажды её мама, выбрав ясный вечер, вывела маленькую Гарриет из дома, указала на звёздное небо и сказала: «Настанет день, когда самая яркая из этих звёзд погаснет. А душа самого последнего нищего будет жить вечно».
«Смотрите, не презирайте никого из малых сих» — читаем мы в Евангелии от Матфея. Это и есть ключ к «Вишнёвому саду». Антон Чехов показывает: человек очень часто становится едва заметным на фоне того, что кажется гораздо более ценным. Так, старик Фирс, запертый в заколоченном доме, фактически погибает одновременно с садом, в котором уже стучат топоры. Но если услышать евангельское слово и научиться не презирать малых сих, не забывать Фирсов в заколоченных домах, может, уцелеют и вишнёвые сады?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Голос в церковном хоре. Ольга Кутанина

Как здорово, когда душа поёт и голос есть! В такие моменты хочется звучать громче. Пусть и люди, и Бог услышат! Только, чтобы звучать не просто громко, но и красиво, надо хорошо потрудиться.
Моя подруга поёт в церковном хоре. Тихо, осторожно, но чисто и аккуратно. Она всегда старается беречь общую гармонию. Однажды регент сказала ей: «У тебя идеальный второй голос. Он не выбивается, он прекрасно дополняет общее звучание. В любом хоре такой голос нужен».
Я очень люблю петь, но плохо умею. Никак не могу усовершенствовать свои навыки, полученные ещё в музыкальной школе. Времени, как говорится, нет, а желание есть.
Так и проходят мои дни без музыкальных занятий. Среди повседневных забот спою несколько молитв: перед едой и после, с утра и перед сном. Ещё с большим удовольствием мурлычу колыбельные детям на ночь. Сначала для них, а потом, как уснут, уже для себя продолжу.
Но самое чудесное — это петь в церковном хоре. Я даже год ходила на занятия для начинающих певчих при храме, пока время позволяло. В Литургии участвовала. И всё. Бросила. Опять некогда: родился еще один малыш. Затянули домашние хлопоты.
Навык пения в хоре снова был утрачен, но одну молитву — «Воскресение Христово» — у меня хорошо получалось исполнять. Это услышала знакомая в маленьком храме, который находится рядом с нашей дачей. И предложила мне помочь регенту-матушке на Литургии. Певчих мало, ещё один голос лишним не будет.
Как я обрадовалась! Снова есть возможность петь в храме — в доме Бога! И я запела. Звонко, решительно.
Только оказалось, что на занятиях для начинающих певчих, которые несколько лет назад посещала, я выучила совсем мало песнопений, да и те подзабыла. Поэтому знакомые фрагменты я пела громко, а сложные места пропускала: прерывалась, чтобы не портить общую картину. Это быстро приметил батюшка, у которого замечательный слух. Прислал к нам спросить: «Кто это там: то поёт, то не поёт? На полуслове обрывает?» Оказалось, что я. Мне тогда аккуратно намекнули, что пению в храме мне бы ещё подучиться. Предложили приходить на спевки.
Тем временем у нас появился ещё один малыш, опять стало трудно учиться. Моё певческое послушание в маленьком храме с маленьким хором закончилось.
Понимаю, надо работать дома, разучивать песнопения. Как только будет хоть малая возможность, постараюсь заняться. Я же это люблю!
И ещё мне стало ясно: если что-то умеешь плохо, то лучше сначала прислушаться, присмотреться к тому, как это делают другие, более опытные, люди. Горделиво выставлять свой голос и любоваться им ни к чему. «Там, где есть смирение, диавол не может пребывать», — говорит мой любимый святой Паисий Святогорец. Если терпеливо трудиться, развивать данный Богом талант, можно принести пользу и послужить Богу и людям.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение