«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне». Когда Фёдор Колычёв, будущий святитель Филипп Московский, услышал в храме эти слова из Евангелия от Матфея, то глубоко поразился. Он, будучи представителем знатной московской боярской семьи, решил оставить мирскую жизнь и в тысяча пятьсот тридцать седьмом году, тридцати лет отроду, подался на Север — в Соловецкий монастырь.
В то время Московское государство продолжало расширяться, а проповедники Православия доходили до Ледовитого океана. Преподобные Зосима и Савватий основали в пятнадцатом столетии Соловецкий монастырь, который стал главным центром христианства на огромных просторах. Русские иноки несли Евангельское слово в глухие дебри языческого Севера. Так, в тысяча четыреста девяносто первом году соловецкими монахами построена Никольская церковь в селе Варзуга на Кольском полуострове. А один из воспитанников Соловков — преподобный Феодорит Кольский — стал апостолом народа лопарей.
Фёдор Колычёв, пройдя так называемый искус и проявив себя как настоящий подвижник, был пострижен в монахи с именем Филипп и стал продолжателем традиций Православия на Севере. В тысяча пятьсот сорок восьмом году его избрали настоятелем Соловецкого монастыря. Игумен Филипп развернул обширное строительство. В тысяча пятьсот пятьдесят седьмом году завершил возведение Успенской церкви, а в тысяча пятьсот шестьдесят шестом году — собора Преображения Господня. Этот уникальный по архитектуре храм как бы выражает натуру самого святителя Филиппа: основательность и твёрдость сочетаются в нём с простотой и возвышенностью. Для своего времени Преображенский собор стал одним из крупнейших зданий во всей Руси, что было удивительно для этих малолюдных, далёких от стольного града мест. При этом игумен Филипп, верный монашескому призванию, участвовал в строительстве церквей как простой рабочий.
При святом Филиппе Соловецкий монастырь получил в дар от царя Ивана Васильевича множество владений по берегам Белого моря: деревни Колежма, Усть-Колежма, Сорока, Сума и другие. Благодаря этому Соловецкая обитель стала, обеспечена экономически. В свою очередь, монастырь взял под своё духовное окормление местных жителей. Игумен Филипп приказал «накрепко», по его словам, защищать крестьян, а также запретил в соловецких владениях алкоголь.
Святитель Филипп помогал и в проповеди Православия на землях Севера. Так, соловецкий монах — преподобный Феодорит — в тысяча пятьсот сорок восьмом году основал Кандалакшский монастырь, ставший важным центром просвещения лопарей.
А в тысяча пятьсот пятьдесят шестом году по благословению святого Филиппа другой соловецкий инок Гурий ходил в Москву вместе с преподобным Трифоном Печенгским. В результате Свято-Троицкий монастырь у реки Печенги получил царскую милость и богатые дары, что помогло в проповеди Православия среди язычников-лопарей.
Ревностные труды соловецкого игумена высоко оценил царь. В тысяча пятьсот шестьдесят шестом году святитель Филипп стал митрополитом Московским. Однако, несмотря на все благодеяния со стороны Ивана Грозного, святитель остался верен правде Божией: он обличил преступления царя, который посредством опричнины искусственно разделил страну.
«Доколе, — говоритель святитель Филипп Ивану Грозному, — ты хочешь лить неповинную кровь христиан? У всех народов есть закон и правда, а на Руси их нет. Бог взыщет с рук твоих невинную кровь».
Над святителем Филиппом был учинён неправедный суд: его лишили сана и в тысяча пятьсот шестьдесят девятом году убили.
Ныне Православная Церковь почитает святителя Филиппа как великого столпа Православия и стойкого поборника истины. И как сказано в кондаке, «истины провозвестника, Российского светильника, Филиппа премудрого восхвалим».
Москва в Первую мировую войну

«Купите вечернюю газету! Германия! Австрия!» — кричали московские газетчики вечером 19 июля 1914 года. Повод был серьёзный — Германия объявила России войну. За 4 дня до этого сербский националист Гаврила Принцип убил наследника Австро-Венгерского престола Франца Фердинанда. Германия и Австро-Венгрия обвинили в этом Сербское государство и объявили войну. Император Николай II вступился за Сербию и просил немецкого кайзера Вильгельма сохранить мир. Но тот отклонил просьбу русского царя. Россия не могла оставить братский христианский народ в беде, и в стране началась мобилизация, а затем газетные заголовки принесли в каждый дом весть о войне.
В эти дни в Москве, как и по всей стране, ощущался подъём национального духа. Люди выходили на площади и бульвары с пением гимна и криками «Да здравствует Сербия!». Тысячи людей устремились в храм святых Кира и Иоанна на Солянке, где располагалось Сербское подворье. Все они хотели стать добровольцами и помочь братской стране в борьбе с врагом.
Впрочем, силы москвичей были необходимы в войну и родному городу. Почти сразу в Москву хлынули беженцы из прибалтийских и северо-западных губерний. Именно эти области оказались на территории боевых действий. Для помощи переселенцам Городская управа образовала специальную комиссию, которая искала жильё для нуждающихся, обеспечивала их едой и одеждой. В неё входили члены городской управы и общественные деятели, например, знаменитая благотворительница графиня Вера Бобринская. Жители города собирали для беженцев кровати, матрацы, тёплые вещи, одеяла и посуду, а городская управа устраивала специальные приюты. Помочь лишённым крова людям спешили и частные благотворительные организации. Благодаря дамскому комитету в просторных залах известного «Ресторана Скалкина» в Большом Зыковском проезде было устроено общежитие для беженцев.
Многие здания и дворцы города были переделаны под нужды войны, там располагались госпитали. К примеру, раненых лечили в императорском Петровском Путевом дворце. Свой особняк под госпиталь переделал и купец Николай Миронов. Даже в небольших квартирах люди отрывали совсем маленькие госпитали, рассчитанные на 5-10 коек. Раненых с вокзала к месту лечения помогали доставлять члены московского автомобильного общества, а ещё трамваи с двухэтажными койками, переделанные под санитарные вагоны.
Именно в Первую мировую войну впервые стрелочниками и кондукторами в трамваях стали женщины, потому что мужчины ушли на фронт. Те, кто не мог служить в рядах армии, стремились хоть чем-то помочь общему делу: девушки служили сёстрами милосердия, студенты помогали встречать раненых. На Тверской улице располагался комитет, возглавляемый великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, где жёны солдат шили бельё для фронта. Война коснулась практически каждого дома и каждой семьи: не было и дня, в который кому-то не пришла страшная весть о гибели близкого человека.
Даже культурная жизнь города была направленна на помощь бойцам. Часто в Москве устраивали вечера и камерные концерты для сбора средств на нужды фронтовиков, беженцев и раненых.
Так город продолжал помогать фронту до революции 1917 года, когда война отошла на второй план и москвичей захлестнули революционные события. Первая мировая война закончилась лишь в 1918 году. В это время многие дворяне уже навсегда покинули Россию, а люди из сёл пришли в Москву впервые, чтобы остаться на долгие годы. Город менялся и вступал в новую эпоху русской истории.
Все выпуски программы Открываем историю
Солохаул. Крестовая пустынь

В Лазаревском районе города Сочи, на левом берегу реки Шахе стоит посёлок Солохаул, окружённый субтропическим лесом. Лианы, папоротники, плющ, самшитовые рощи... Умиротворяющая тишина. На вершины высоких зелёных гор ложатся облака. С давних времён селились тут христианские отшельники, чтобы проводить жизнь в уединении, посте и молитве. И сегодня здесь живут монахи: посреди первозданной красоты кавказских предгорий расположилась православная обитель — мужской монастырь Крестовая Пустынь.
Стены из дикого камня, украшенные мозаикой, а за ними солнечно-жёлтая церковь с шатровой колокольней — храм Воздвижения Честного Креста Господня. Есть в Крестовой пустыни и второй храм — небольшая домовая церковь Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи. Она находится на втором этаже братского корпуса. Рядом — трапезная и хозяйственные постройки. На монастырском дворе тихонько шелестят листьями высокие пальмы и открывается чудесный вид на заснеженную вершину горы Фишт. Обитель совсем небольшая и довольно молодая. Основана она в 2000-м году. Монастырь построен по проекту сочинского архитектора Бориса Бабакова мастерами из Сербии. Крестовая пустынь была задумана как символ духовного братства русского и сербского народов, а вот устав у монастыря — афонский. Правда, в отличие от Святой горы, женщинам посещать Крестовую пустынь не запрещено.
Маленький горный монастырь всегда открыт для верующих. Люди приезжают сюда поклониться святыням — частице Животворящего (Животворящева) Креста Господня, частицам мощей Николая Чудотворца и преподобного Силуана Афонского, а также увидеть башмачок святителя Спиридона Тримифунтского. Паломники молятся перед чудотворным образом Божьей матери «Троеручица» — в Крестовой пустыни находится список с иконы из афонского сербского монастыря Хиландар. А по дороге в обитель, на развилке дорог, стоит часовня в честь этого образа Пресвятой Богородицы.
Неподалёку от монастыря, в гуще леса, где на разные голоса щебечут птицы, паломников встречает святой источник великомученика и целителя Пантелеимона — две купели из необтёсанного камня, поросшего зелёным мхом. Вода в них прозрачная, удивительного изумрудно-лазурного цвета. Она стекает сюда прямо с гор небольшими водопадами. Здесь можно с молитвой совершить омовение, унеся с собою воспоминания о Крестовой Пустыни — чудесном монастыре посреди высоких южных гор.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Псалом 11. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Желая дать точный ответ на какой-нибудь вопрос, современный человек зачастую ищет его в интернете, а не в напечатанной книге. При этом всё чаще люди видят небрежности и неточности в ответах, которые дают поисковые системы. А уж если речь идёт о новостной информации, ошибкам или даже сознательному искажению фактов, кажется, нет числа. Но как же верующим жить в мире, в котором о правде много говорят, но на деле постоянно ею пренебрегают? Ответ на этот вопрос звучит в 11-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Слово «правда» в русском языке многозначно. Когда люди его употребляют, они могут иметь в виду истину факта, представления о справедливости или даже правильный поступок. Ведь мы можем не только говорить друг другу правду, но и поступать по правде. Причём в данном случае под правдой понимается не просто какое-то правило, но нечто более глубокое, связанное с заповедями Божиими и высшей справедливостью. Многие взрослые люди могут помнить диалог из фильма «Брат», в котором главный герой задавал всем один и тот же вопрос: в чём сила? И сам отвечал на него так: я думаю, что сила в правде, у кого правда, тот и сильней. Эта фраза в своё время была очень известна, но мало кто и сегодня понимает, что она напрямую связана со словами, когда-то сказанными святым благоверным князем Александром Невским: «Не в силе Бог, а в правде». И правда здесь, конечно, не просто верная информация, но глубинная праведность и правильность слов и дел человека, их соответствие высшей правде.
Псалом, который мы сейчас услышали, — это буквально вопль Давида с просьбой к Богу о помощи. И беспокоят царя в данном случае не внешние враги, не природные катаклизмы, но тотальная лживость людей, которые его окружают. Он ищет и не находит праведников, как будто бы они исчезли, как будто бы уже нет тех, кто стремится к верности, тех, кто останавливается перед ложью, считая её недопустимой. Причём мотивация этих людей очень интересная: они говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?" То есть они лгут, будучи уверены, что своей ложью всех смогут победить, в то время как сами не будут ни от кого зависеть, то есть будут всеми управлять. Удивительным образом выходит, что использование лжи для получения власти и управления другими, которое кому-нибудь может показаться очень современным, знакомо уже Давиду, а если призадуматься, то и Адаму с Евой.
Однако Давид знает, что в итоге Господь наведёт на земле порядок. Да, пусть это будет сделано не сразу, но ради страданий нищих и воздыханий бедных, ради обманутых, оболганных, направленных по ложному пути, не разобравшихся в хитросплетениях чужих рассуждений, Господь истребит лживые уста людей, говоривших горделивые речи. Напротив, пострадавших за правду, по слову Давида, Господь сохранит и защитит. Причём для псалмопевца это не какие-то неизвестные люди, но он сам и те, кто его окружают. Не случайно в греческом варианте псалма, он говорит: «Ты, Господи, защитишь нас и сохранишь нас».
Что же делать христианину в мире, столько говорящем о правде, но не имеющем правды на самом деле? Во-первых, надеяться на Бога и Его правду, ведь по слову Христову, алчущие и жаждущие правды — насытятся. И, во-вторых, стремиться самим жить по правде Божией.