— Маргарита Константиновна, здравствуйте! Вы теперь в Третьяковской галерее работаете?
— Наташенька! Здравствуй, дорогая! Да, я теперь здесь, штатный сотрудник. Это сын у тебя уже такой взрослый?
— Да, это мой Ваня. В десятом классе учится.
— Здравствуйте!
— Я Ивану рассказывала, как вы у нас художественную культуру преподавали — ярко, захватывающе!
— Полно, Наташенька! Это просто душа у тебя чуткая, восприимчивая. А Ванечка чем занимается?
— Учусь в классе с углублённым изучением психологии.
— Ему вот в школе задали составить психологическую характеристику человека по портрету.
— Только я картину выбрать никак не могу. Вот, пришел в Третьяковку вдохновляться.
— Может быть, Вы посоветуете какое-нибудь выразительное полотно?
— Присмотритесь к портрету Николая Второго кисти Валентина Александровича Серова. Вот он, перед вами.
— Скромный такой, в серых тонах.
— Если под скромностью подразумевать благородную сдержанность, то я соглашусь с определением. Колорит картины, действительно, выдержан в серых тонах. Но какое при этом богатство оттенков! Какую глубину они создают! И я не только о глубине пространства картины говорю, но и об её особом психологизме. Серов умел так подметить и обнажить особенности души — правдиво, не комплиментарно.
— Почему же не комплиментарно? Николай Второй производит на этой картине благоприятное впечатление!
— Знаете, Ваня, как отозвался об этом портрете живописец Константин Коровин? «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора...». Слабость, понимаете? Многие прочитывают в образе Николая Второго это качество, и мало кто считает его положительным для самодержца.
— А вы, Маргарита Константиновна? Вы согласны с Коровиным?
— Я? Думаю, это не слабость. Как не можем мы назвать слабым Христа, восходящего на Голгофу. Это смирение. Николай Александрович принял бедствия России как волю Божию и покорился ей. Серов изобразил того императора Николая, которого Церковь прославила, как страстотерпца.
— Вы хотите сказать, что Серов написал икону царя Николая?
— У иконописи, Наташенька, есть свои законы. Она далека от телесности. А Серов изобразил человека из плоти и крови, понятного и близкого, одного из нас, но, однако, такого, для которого призыв вечности стал важнее всех привычных нам ценностей. При этом в процессе работы живописец был категорически недоволен картиной, он в какой-то момент заявил государю: «Мы должны признать, что портрет не получился». Николай Александрович молча сел за стол, положив руки перед собой, с грустью посмотрел на художника... И тут Серов уловил тот образ, который ему затем удалось запечатлеть. Вы обратили внимание, какими лёгкими, свободными мазками написан портрет? По манере он почти эскизен.
— И при этом царь как живой!
— Это точно! Закончив картину, Серов принес её в журнал «Мир искусства» и веселился, наблюдая, как сотрудники редакции входили в кабинет и замирали перед полотном. Коллегам казалось, что Николай Второй и вправду присутствует рядом. Живого царя увидели на портрете и революционеры-матросы, ворвавшиеся в октябре 1917 года в Зимний дворец. Они изрешетили эту картину штыками.
— Но как же удалось её восстановить?
— А и не удалось. Полотно погибло безвозвратно. Портрет, что мы видим — точная копия, предусмотрительно и промыслительно созданная Валентином Серовым.
— Как же я много интересного сегодня узнал! Нужно поразмышлять и ещё раз прийти в галерею взглянуть на картину Серова.
— Ваня, почему же только ещё раз? Царский портрет кисти Валентина Серова стоит того, чтобы многократно к нему возвращаться и смотреть на него не спеша. Поверь, внимательному зрителю эта картина поведает о многом. Так что приходи к нам в Третьяковку почаще!
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.