1 Тим., 286 зач., V, 11-21.
Глава 5.
11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;
13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;
15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол, обращаясь к Тимофею, наставляет его в том, как управлять общиной. В ней есть вдовы разного возраста, есть главы семей, есть пресвитеры и другие члены Церкви. Судя по древним, хотя и более поздним, христианским текстам, слово «вдова» могло означать для апостола не только женщину, муж которой умер, но могло быть названием особого женского служения, практически монашества в миру. Потеряв мужа, христианка могла выйти замуж повторно, но могла стать вдовицей, что предполагало некоторые обязательства, как с ее стороны, так и со стороны общины. Она давала обет не вступать повторно в брак и служить нуждам общины, которая в свою очередь поддерживала ее финансово.
При этом Апостол советует Тимофею не принимать молодых вдов, потому что желания супружеской жизни отвращают их от Христа, и они стремятся выйти замуж, чем отрекаются от прежних обетов. Более того, позволив себе нарушить один обет, они и во многом другом начинают позволять себе лишнее, становятся праздными, любопытными и болтливыми, что, конечно, подразумевает сплетни и совершенно не должные разговоры. Но это совсем не значит, что апостол против того, чтобы молодые вдовы вступал в брак! Прекрасно зная, что большинство из них со временем желают вступить в брак, он не советует Тимофею принимать их в то самое сообщество вдов, которое требовало специального посвящения и обетов. Потому что человек, который свободно дал обет Христу, должен быть ему верен. Иначе, изменив в одном, он нарушит и всё прочее. Именно поэтому апостол прямо пишет, что желает, чтобы молодые вдовы вступали в брак и вели обычную семейную жизнь, чтобы никому не подавать повода для обвинения христиан в безнравственности. Отдельно апостол оговаривает ситуации, когда вдова осталась в доме близких, возможно с родителями мужа или со своими собственными. Так или иначе, он говорит, что за нее должны быть ответственными ее родные, потому что община в первую очередь должна заботиться о тех, кто не имеет никакой поддержки.
Во всех этих ситуациях со вдовами, которые нуждались в поддержке и могли оказаться в самых разных сложных ситуациях, с пресвитерами, которые трудятся в проповеди и научении и не имеют возможности зарабатывать каким-то другим способом, апостол не оговаривает, да и не может оговорить всех подробностей и нюансов. Иногда людям кажется, что можно всё заранее решить, чем гарантировать честность и справедливость поддержки и взаимопомощи. На самом деле совершенно очевидно, что апостол не пытался создать какой-то идеальный устав, но говорит о сути проблем, в остальном полагаясь на то, что можно было бы назвать совестливостью и ответственностью. Полагая, что христианин, если он искренне уверовал, не будет ни хитрить, ни скрывать своей нужды, но будет жить открыто, в общении с братьями и сёстрами. И это действительно очень важно — ни один закон не будет работать, если сами люди не будут стремятся к совестливой и честной жизни.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов