— Мааам, ну пойдём уже из этого музея, а? Портреты, портреты — это же скучно!
— Мне не скучно. И вот мужчина, смотри, как внимательно рассматривает картину — ему тоже не скучно.
— Это вы обо мне, простите?
— Ой, как неловко получилось, извините, пожалуйста! Вы были так погружены в созерцание полотна, я не думала, что услышите меня.
— Ничего страшного. И я могу подтвердить, что портрет — это всегда увлекательно, никакой скуки!
— Что ж интересного вот в этом, например, изображении императрицы Елизаветы Петровны? Её пышный наряд?
— Да, и наряд тоже. Портрет прижизненный, Алексей Петрович Антропов рисовал его с натуры. И мы можем из первых рук узнать о моде середины восемнадцатого века. Жемчужно-серое платье с золотыми позументами — образец стиля того времени. Его нежный оттенок подчеркивает тёмно-синяя лента ордена Андрея Первозванного.
— Но ведь этот орден вручали за военные заслуги? Как же его удостоилась Елизавета Петровна?
— Когда Петр Первый учредил награду, то её и в самом деле вручали за ратные подвиги. И даже сам император стал не первым кавалером ордена, а шестым — его наградили за захват шведских кораблей во время боя в устье Невы в 1703 году. Но позднее русские правители получали орден Андрея Первозванного по факту рождения. И Елизавета Петровна носила его как орденмейстер — то есть, человек, который владеет правом жаловать награду. По сути, синяя андреевская лента на императрице — это символ царской власти. Такой же, как бриллиантовая корона на её голове, скипетр в руке, горностаевая мантия и держава, которая лежит рядом на красной бархатной подушке.
— А вот интересно, откуда портрет царицы в нашем Сергиево-Посадском музее?
— О, он здесь неслучайно! Алексей Антропов написал это полотно по заказу Троице-Сергиевой лавры.
— А зачем монастырю нужен был портрет?
— В Лавру очень любил приезжать на богомолье дедушка Елизаветы Петровны, Алексей Федорович Романов. Для государя и его свиты в ограде монастыря были выстроены Царские чертоги — помните, наверное, этот двухэтажный особняк, украшенный яркими изразцами? Елизавета возродила традицию дедушки паломничать в лавру, при ней дворец был подновлён, своды палат украсили искусной лепкой и резьбой. Тогда же священноначалие монастыря заказало для покоев парадный портрет царицы.
— А почему именно Алексею Антропову?
— Прошение написать царственный портрет лаврские монахи направили в Святейший Синод — высший орган церковного управления в восемнадцатом веке. А Антропов служил при нём живописцем.
— Он и иконы писал?
— Да, он расписывал собор Андрея Первозванного в Киеве. Самая значимая его работа в этом храме — роспись Тайная вечеря на стене алтаря.
— А Елизавета Петровна верила в Бога?
— Да, императрица отличалась набожностью. Она пела в церковном хоре, наизусть знала тексты богослужений. Как я уже говорил, возобновила фамильную традицию богомолья у мощей Сергия Радонежского. Причем, она доезжала в карете до последней московской заставы, а затем шла пешком до самой лавры. Пусть маленький, но подвиг во славу Божию!
— Надо же, сколько интересного скрыто в обычном портрете!
— Портрет — это всегда свидетельство о человеке, даже о двух — модели и художнике. И в каждой личности раскрывается целый мир, неповторимый и достойный внимания. К тому же императрица Елизавета Петровна и живописец Алексей Антропов — часть истории нашего Отечества, изучать которую совсем не скучно!
«Портрет императрицы Елизаветы Петровны кисти Алексея Антропова можно увидеть в Сергиево-Посадском художественном музее».
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема