
— Маргарита, Константиновна, здравствуйте! Мне не терпится с вами поделиться новостью — я еду в Милан!
— Наташенька, здравствуй, дорогая! Как я за тебя рада! Непременно воспользуйся возможностью увидеть «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи!
— А что, знаменитая картина находится в Милане? Я и не знала!
— Это не картина, а роспись в трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Монахи этой обители в 1495 году попросили Леонардо запечатлеть на стене церковного обеденного зала последний ужин Иисуса Христа с апостолами.
— Тот самый, на котором впервые совершилось Таинство Причастия?
— Именно так. И художник подчёркивает это — Христос на фреске указывает рукой на хлеб и вино, которые станут залогом приобщения к Нему, как к Богу. Вот, посмотри, я нашла «Тайную вечерю» в интернете.
— Но почему апостолы на фреске такие встревоженные?
— Леонардо да Винчи запечатлел момент, когда Христос произнёс пророчество: «Один из вас предаст меня». И каждый из учеников спрашивает одновременно себя и Спасителя: «Не я ли это?». Художник неспроста выбрал для росписи именно этот фрагмент Евангелия. Он призывает и зрителя задуматься — не предаю ли я Христа?
— Наверное, нелегко стоять с этим вопросом под взглядом Иисуса. А фреска написана так, что ты оказываешься напрямую перед Ним.
— Очень точное замечание. Художник сделал фигуру Христа пространственным и смысловым центром композиции. Апостолы изображены группами по трое, они жестикулируют, обсуждая между собой слова Иисуса. А Спаситель — вне этого смятения, он весь обращён к человеку, который стоит перед фреской. Люди, которым довелось побывать в монастырской трапезной Санта-Мария-делле-Грацие, говорили, что у них было ощущение присутствия на Тайной вечере.
— Интересно, как художник добился такого эффекта?
— Леонардо да Винчи за счёт визуальных эффектов расширил пространство изображения — место, отведённое монахами под роспись, показалось художнику недостаточным. Сюжет «Тайной вечери» воплощён на стене так, что кажется, будто он выходит за её пределы. И зритель чувствует себя стоящим по другую сторону стола, за которым ужинают апостолы.
— Так радостно, что такое невероятное произведение искусства сохранилось до наших дней!
— Можно сказать, что это произошло чудом. Ведь изображение стало осыпаться ещё при жизни художника. Леонардо писал не по влажной штукатурке, как обычно делают при создании фресок, а наносил краски на сухую поверхность стены. Такая методика позволяла исправлять уже написанное и не торопиться, но результат оказался очень хрупким.
— Для художника, наверное, это стало потрясением?
— Настоящей трагедией! Леонардо считал «Тайную вечерю» своей главной работой и переживал, что она бесследно исчезнет.
— Представляю, как дрожали люди над росписью во все последующие века!
— Если бы! Фреска пережила немало злоключений. Над ней глумились солдаты армии Наполеона, которые были атеистами. Во время Второй мировой войны в монастырскую трапезную попала бомба. Стена с росписью Леонардо устояла потому, что была обложена мешками с песком, но урон от сильной вибрации был немалый.
— Но хоть что-то от росписи уцелело? Может, и не стоит стремиться её увидеть?
— Конечно же, стоит! Реставраторы восстановили «Тайную вечерю» в конце двадцатого века. С 1999 года она открыта для посетителей, хотя и с ограничением по времени. Просмотр длится не более пятнадцати минут. Но четверть часа, проведённые перед шедевром Леонардо да Винчи, станут для тебя прикосновением к вечности!
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема