— Маргарита, Константиновна, здравствуйте! Мне не терпится с вами поделиться новостью — я еду в Милан!
— Наташенька, здравствуй, дорогая! Как я за тебя рада! Непременно воспользуйся возможностью увидеть «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи!
— А что, знаменитая картина находится в Милане? Я и не знала!
— Это не картина, а роспись в трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Монахи этой обители в 1495 году попросили Леонардо запечатлеть на стене церковного обеденного зала последний ужин Иисуса Христа с апостолами.
— Тот самый, на котором впервые совершилось Таинство Причастия?
— Именно так. И художник подчёркивает это — Христос на фреске указывает рукой на хлеб и вино, которые станут залогом приобщения к Нему, как к Богу. Вот, посмотри, я нашла «Тайную вечерю» в интернете.
— Но почему апостолы на фреске такие встревоженные?
— Леонардо да Винчи запечатлел момент, когда Христос произнёс пророчество: «Один из вас предаст меня». И каждый из учеников спрашивает одновременно себя и Спасителя: «Не я ли это?». Художник неспроста выбрал для росписи именно этот фрагмент Евангелия. Он призывает и зрителя задуматься — не предаю ли я Христа?
— Наверное, нелегко стоять с этим вопросом под взглядом Иисуса. А фреска написана так, что ты оказываешься напрямую перед Ним.
— Очень точное замечание. Художник сделал фигуру Христа пространственным и смысловым центром композиции. Апостолы изображены группами по трое, они жестикулируют, обсуждая между собой слова Иисуса. А Спаситель — вне этого смятения, он весь обращён к человеку, который стоит перед фреской. Люди, которым довелось побывать в монастырской трапезной Санта-Мария-делле-Грацие, говорили, что у них было ощущение присутствия на Тайной вечере.
— Интересно, как художник добился такого эффекта?
— Леонардо да Винчи за счёт визуальных эффектов расширил пространство изображения — место, отведённое монахами под роспись, показалось художнику недостаточным. Сюжет «Тайной вечери» воплощён на стене так, что кажется, будто он выходит за её пределы. И зритель чувствует себя стоящим по другую сторону стола, за которым ужинают апостолы.
— Так радостно, что такое невероятное произведение искусства сохранилось до наших дней!
— Можно сказать, что это произошло чудом. Ведь изображение стало осыпаться ещё при жизни художника. Леонардо писал не по влажной штукатурке, как обычно делают при создании фресок, а наносил краски на сухую поверхность стены. Такая методика позволяла исправлять уже написанное и не торопиться, но результат оказался очень хрупким.
— Для художника, наверное, это стало потрясением?
— Настоящей трагедией! Леонардо считал «Тайную вечерю» своей главной работой и переживал, что она бесследно исчезнет.
— Представляю, как дрожали люди над росписью во все последующие века!
— Если бы! Фреска пережила немало злоключений. Над ней глумились солдаты армии Наполеона, которые были атеистами. Во время Второй мировой войны в монастырскую трапезную попала бомба. Стена с росписью Леонардо устояла потому, что была обложена мешками с песком, но урон от сильной вибрации был немалый.
— Но хоть что-то от росписи уцелело? Может, и не стоит стремиться её увидеть?
— Конечно же, стоит! Реставраторы восстановили «Тайную вечерю» в конце двадцатого века. С 1999 года она открыта для посетителей, хотя и с ограничением по времени. Просмотр длится не более пятнадцати минут. Но четверть часа, проведённые перед шедевром Леонардо да Винчи, станут для тебя прикосновением к вечности!
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Петр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Петр Румянцев-Задунайский. Последнее наименование было присвоено Петру Румянцеву Екатериной за его блистательные победы над турками. Румянцева в XVIII веке не без основания почитали гениальнейшим полководцем и чтили европейские государи. Побеждённый им Фридрих, король Пруссов, устраивал Румянцеву такой приём в Берлине, какого не удостаивалось ни одно коронованное лицо. А австрийский император Иосиф, когда обедал, всегда один прибор держал свободным для Петра Румянцева, почитая его присутствующим.
Начинал он свою жизнь с проказ, был непослушен, бедокурил и в России, и в Европе, где учился, приносил немало огорчений родителям. Но, как это бывает, человек не подчинявшийся никаким условностям, после кончины отца стал совершенно преданным престолу военачальником, который заслужил от российских правительниц, более всего от Екатерины, а прежде и Елизаветы, всех высших титулов, включая орден Андрея Первозванного, алмазную шпагу, оливковый венец с алмазами. Генерал-губернатор Малороссии привёл эти земли в совершенный порядок и содействовал пополнению российской казны, умело организовывая здесь хозяйственную и общественную жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема