На полотне «Бабушкин сад» Василий Поленов запечатлел столичную усадьбу княжеской четы Юрьевых, флигель которой он снимал в 1877 году. Виртуозное владение колоритом помогло художнику создать картину в жанре, наречённом критиками «пейзажем настроения».

— Маргарита Константиновна, вы случайно не знаете, где находится усадьба, которую изобразил Василий Поленов на картине «Бабушкин сад»?
— К сожалению, Наташенька, не находится, а находилась. Запечатлённый на полотне дворянский особняк располагался в Москве на углу Дурновского переулка, сейчас улица носит название Композиторская. Это совсем рядом со школой, в которой я преподавала у вас мировую художественную культуру.
— То есть, недалеко отсюда, от Третьяковской галереи?
— Относительно — минут сорок пешком.
— А кому принадлежал этот дом?
— Его построила в 1812 году княжеская чета Юрьевых, Николай Петрович и Степанида Гавриловна. Именно такими особняками в классическом стиле прирастала после войны с Наполеоном Москва, спалённая пожаром. Позднее усадьба принадлежала сыну Юрьевых, Александру — подполковнику русской армии, участнику движения декабристов. Исследователи предполагают, что старушка на картине Поленова — это супруга Александра Николаевича. А девушка, которая бережно ведет бабушку под руку — его внучка Елизавета Николаевна, в замужестве Баумгартен.
— Поленов был знаком с героинями картины?
— В 1877 году художник снимал флигель в усадьбе Юрьевых и очень любил этот уютный московский дворик.
— Усадьба очаровательная! Но на картине видно, как она обветшала. У парадных колонн осыпалась штукатурка, каменные ступени крыльца выщерблены. И сад неухожен. Деревья давно не обрезали, вдоль дорожки, по которой идут бабушка с внучкой, растут лопухи, иван-чай, репейник. Почему усадьба при живых хозяевах оказалась такой запущенной?
— Во второй половине девятнадцатого века многие дворяне обеднели. Причиной тому стала крестьянская реформа 1861 года, больше известная как отмена крепостного права. Если помещики не могли приспособиться к новым условиям — а таких было немало, то их барские имения вскоре теряли блеск. Часто хозяева разорялись, поместья продавали с молотка — эту тему блестяще раскрыл Чехов в своей пьесе «Вишнёвый сад».
— И картина «Бабушкин сад» тоже о трудностях дворян после крестьянской реформы?
— Едва ли Поленов хотел рассказать зрителям о проблемах своих квартирных хозяев. Он просто правдиво запечатлел летний день и городской пейзаж — согласись, исполненный очарования.
— Да, полотно буквально завораживает. Уму непостижимо, как художник придал ему такую притягательность!
— Мы видим здесь буйство зелени, яркие солнечные блики, жёлтую дорожку и голубое небо — всё это радует глаз и освежает душу. Виртуозное владение колоритом помогло художнику создать картину в особом жанре, который критики назвали «пейзажем настроения».
— Но это настроение сложное. В нём переплетены ностальгия и надежда, горечь утрат и вера в то, что всё будет хорошо.
— Наташа, ты сейчас сформулировала мировосприятие Поленова. Он говорил, что искусство должно приносить счастье, подразумевая не сытую безбедную жизнь, а причастность к радостной вечности, то есть к Богу. Такое творческое кредо появилась у Василия Дмитриевича после того, как он в 1876 году побывал в качестве батального живописца на русско-турецкой войне.
— Как странно — ведь ужасы войны ожесточают сердце.
— А на Поленова они подействовали парадоксально. И его палитра, и душа стали светлее. Художник научился глубоко ценить такие привычные вещи, как безыскусная красота диких растений, архитектура родных мест, тёплые отношения с близкими. Чтобы в этом убедиться, достаточно прийти в Третьяковскую галерею и посмотреть картину «Бабушкин сад». Она дышит любовью. К людям, к родине, к природе.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Костромская область. Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь
На севере Костромской области, близ города Макарьев, есть старинный Троицкий Макариево‑Унженский монастырь. Само его название может поведать о многом. Унженской обитель именуется, поскольку стоит на берегу реки Унжи, Троицкой — потому что главный храм посвящён Святой Троице. А Макариевым монашеское поселение названо именем его основателя, преподобного Макария.
Подвижник родился в четырнадцатом веке в Нижнем Новгороде. В юности принял иноческий постриг. В зрелые годы создал монастырь близ родного города на Волге, и много лет управлял им. Но в 1439 году казанский хан Улу Мухаммед захватил Нижегородские земли и разорил процветающую обитель. Тогда преподобный Макарий и отправился на север, в Костромские леса. Поставил крест в безлюдном месте на берегу Унжи и выкопал келью-пещеру. Рядом со старцем поселились ученики. Вместе они построили деревянную церковь во имя Святой Троицы. У стен этого храма преподобного и похоронили в 1444 году.
В дальнейшем Макарьевский монастырь на Унже расширялся и благоустраивался. Особое внимание ему уделял первый царь из рода Романовых — Михаил Фёдорович. Государь дважды совершил паломничество в Троицкую обитель. В первый раз он приехал сюда в 1612 году, ещё отроком, незадолго до своего восшествия на престол. Второй раз — в 1619-м. Царь тогда участвовал в торжествах, посвящённых прославлению преподобного Макария Унженского в лике святых.
Покровителем Макарьевского монастыря был и сын Михаила Фёдоровича — Алексей Михайлович Романов. Благодаря царским пожертвованиям Троицкий храм в 1670 году перестроили в камне. Рядом возвели каменную же церковь, посвящённую преподобному Макарию. Под её сводами поместили мощи праведника, обретённые нетленными.
В восемнадцатом веке архитектурный ансамбль Унженской обители дополнили Благовещенский и Никольский соборы, трапезная палата и братские корпуса. Тогда же была построена Успенская церковь с примыкающими к ней больничными палатами. Здесь в годы Первой мировой войны в начале двадцатого столетия разместился лазарет для раненых воинов.
Богоугодную жизнь северного монастыря нарушила революция 1917 года. Безбожники закрыли обитель, выселили братию, а в храмах разместили тракторную станцию и склады зерна. Мощи преподобного Макария передали в краеведческий музей.
Останки праведника вновь стали принадлежать Православной Церкви в 1990 году. Мощи поочередно пребывали в различных храмах Костромской епархии. Когда же в 1994-ом Троицкий монастырь был возрождён, святыня вернулась под своды Макариевского храма. Со всех концов России люди приезжают в обитель на реке Унже, чтобы помолиться у раки с мощами преподобного Макария.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Калужская область. Спасо-Преображенский Воротынский монастырь (Спас на Угре)
Спас на Угре — так именуют в народе Преображенский Воротынский женский монастырь в двадцати километрах от Калуги, на живописном берегу реки Угра. В этот месте, в далёком 1480 году сошлись русское и ордынское войска. И случилось чудо: спустя 5 дней ожидания битвы, ордынцы без боя отступили! «Не оружие, не мудрость человеческая, а Сам Господь спас ныне Россию», — свидетельствовали летописцы, современники этой удивительной победы. Событие, положившее конец ордынскому игу на Руси, вошло в историю как «Стояние на реке Угре». В память о нём в начале 16-го века и был построен здесь монастырь. Возводился он на пожертвования князей Воротынских, и это нашло отражение в его названии — Спасо-Преображенский Воротынский. Основал обитель, по преданию, преподобный Тихон Медынский. Изначально монастырь был мужской. Вокруг него образовалось село, которое получило название Спас. Носит оно его и сегодня.
Такова, вкратце, история основания обители, великолепный вид на которую открывается путешественникам на подъездах к селу. Издалека белеют на фоне лугов и лесов конусообразные, шатровые башенки-купола её церквей — Преображенской и Введенской, и высокий шпиль колокольни. «Единственный в окрестностях Калуги храмовый ансамбль допетровской эпохи», — так описывают монастырь Спас на Угре путеводители. А те, кто там побывал, называют обитель тихим молитвенным уголком, где всё дышит тёплым, почти домашним уютом. Ухоженная территория с беседками, оградками из природного камня и садовыми скульптурами — миниатюрными храмами, домиками, птицами и даже Ноевым ковчегом, на носу которого примостился маленький слон. Здесь можно сверить время по мраморным солнечным часам. На них выгравированы слова апостола Павла из послания к Галатам: «Итак, доколе есть время, будем делать добро...». На небольшой территории Спасо-Преображенского Воротынского монастыря уместились храмы, келейные и служебные корпуса, гостиница для паломников, церковная лавка и трапезная, где можно отведать мороженое, приготовленное руками монахинь из ягод и фруктов монастырского сада.
Белоснежные храмы — скромные снаружи и великолепно украшенные внутри. Сегодня в их стенах не смолкает молитва, и трудно представить, что ещё не так давно монастырь стоял фактически в руинах. В советские годы обитель была закрыта. И хотя имела статус исторического памятника, о её сохранности не заботились. Разрушились своды и кровля храмов, в стенах образовались глубокие разломы. Возрождение и восстановление монастыря началось в 2007-м году. И сегодня Спасо-Преображенский Воротынский монастырь вновь стал местом молитвы.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Обоянь. Собор Александр Невского ( Курская область)
В Курской области есть городок с приятным слуху названием Обоянь. Имя своё он получил по реке Боянь, в устье которой была в середине 17-го века заложена крепость. Но когда идёшь по улицам неспешным шагом, кажется, что город нарекли так из-за его обаяния. Обоянь хоть и маленький, но очень уютный и живописный. Здесь сохранилось множество старинных зданий и целых восемь храмов. Один из них — собор святого благоверного князя Александра Невского.
Пятиглавый исполин из красного кирпича с серебристыми куполами встречает нас на улице Луначарского. Храм — памятник архитектуры регионального значения, великолепный образец русско-византийского стиля. От русской архитектуры здесь — нарядные «кокошники», так называются декоративные элементы на фасаде, напоминающие формой традиционный женский головной убор. От византийской — широкие, массивные полусферические купола вместо привычных «луковиц».
Собор Александра Невского был заложен в память о чудесном спасении императора Александра III и царской семьи при крушении поезда под Харьковом, близ станции Борки в октябре 1888 года. Церемония освящения закладного камня состоялась спустя три года после этого события, в 1891-м. Строился храм на частные пожертвования, в основном от городского купечества. Средства поступали нерегулярно, поэтому строительство продвигалось медленно, с большими паузами и завершилось только в 1907 году. В храме создали редкой красоты иконостас — деревянный, четырёхъярусный, резной, позолоченный. Богатые горожане жертвовали церкви серебряные и золотые богослужебные сосуды, оклады для икон и Евангелия с драгоценными камнями. Буквально через несколько лет всё это оказалось в руках безбожников — во время большевистской кампании по изъятию церковных ценностей.
Сам собор власти довольно долго не закрывали, но и его эта участь, увы, не миновала. После закрытия в 1930-х, было предпринято несколько попыток взорвать храм — к счастью, неудачных. Какое-то время собор служил зернохранилищем, а в 1984-м году в нём разместился молодёжный спортивный клуб. Просуществовал он в стенах святыни недолго — уже в начале 1990-х собор вернули Русской Православной Церкви. Покалеченное здание с разобранным центральным куполом и заложенными кирпичом окнами восстановили. И сегодня он украшает Обоянь в своём первозданном величии.
Все выпуски программы ПроСтранствия











