
Фото: Henry Be/Unsplash

Австралийский писатель Моррис Глейцман часто вспоминает известную библейскую историю о Вавилонской башне, когда Бог покарал за дерзость людей, которые решили, что могут соперничать с Ним, и сделал так, что они перестали друг друга понимать. Последствия события, считает Глейцман, выразились не только в возникновении языковых барьеров, но и в том, что мы порой оказываемся неспособными понять даже того, кто рядом с нами. О понимании и внимании к людям, которые, может быть, чем-то отличаются от нас, но эти отличия не делают их хуже остальных, Моррис старается писать в своих книгах. Одна из них — повесть под названием «Болтушка» — история о девочке, которая не может говорить.
У двенадцатилетней Ровены Бэтс, или Ро, как зовут её в школе, редкое неизлечимое генетическое заболевание. Но она прекрасно умеет общаться! Ро знает язык жестов, очень быстро, грамотно пишет. И мечтает о лучшем друге. Сможет ли она отыскать его среди одноклассников, которые либо смеются над ней, либо ведут себя отстранённо и безразлично?
На непростой вопрос автор отвечает со всей возможной деликатностью, а ещё — с удивительным юмором. И это — большое мастерство, ведь, согласитесь не так-то просто говорить о столь серьёзных вещах, удерживаясь от пафоса и нравоучений. А у Морриса Глейцмана -получилось. И с каждой страницей мы понимаем, что главная героиня — такая же, как мы. Как остроумно подмечает сам автор, Ровена живет в Австралии, на другой стороне Земли, и каких-нибудь пару веков назад все думали, что люди там ходят вверх ногами, но нам так близко и понятно все, что она чувствует и думает! Кажется, будто мы читаем её мысли. В какой-то степени, так и есть: повествование ведётся от лица Ро, то есть, мы слышим её разговор с самой собой, но в то же время становимся внимательными собеседниками.
И не кому-нибудь, а именно нам говорит Ровена о том, как обидно и больно, когда ты рассчитываешь на дружбу, а тебе лишь предлагают взять над тобой шефство. Как возмутительно, когда не только сверстники, но и взрослые, ни в чём не разобравшись, называют тебя неполноценной. Но, к счастью, люди способны меняться. А у Ровены хватает тепла и доброты, чтобы окружающие поняли её и приняли такой, какая она есть.
Кстати, назвав свою книгу «Болтушка» Моррис Глейцман ничуть не преувеличил. Ровена физически не может, но у м е е т говорить: душой и сердцем. И именно в сердцах других людей она ищет ответы. И находит, когда они открываются ей навстречу.
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема