— Умеешь ты, Андрей Борисыч, досуг организовать. Вроде, ехали в Волгоград на рыбалку — а уже в картинной галерее искусством наслаждаемся!
— Саш, Волгоградский музей изобразительных искусств — это такое место, которым нельзя пренебречь. Богатейшая коллекция! Ты только взгляни, какой натюрморт со свечой!
— Так мы вроде точно такие же сейчас рассматривали в предыдущем зале!
— Нет. То были «малые голландцы» — живописцы семнадцатого века. А это работа белорусского художника девятнадцатого столетия Ивана Хруцкого.
— Честно говоря, особой разницы не вижу!
— Общего, действительно, много. И главное сходство — в ювелирной точности изображения деталей. Ты посмотри, как тщательно выписаны лимон, виноград и яблоки, глянцевая поверхность керамического кувшина с ручкой в виде лисицы!
— Да и предметы, на мой взгляд, одни и те же что у голландцев, что у Хруцкого —посуда, фрукты, еда разная. Что было в обиходе под рукой, то и рисовали.
— Э, нет, все не так просто! В натюрмортах «малых голландцев» есть своя концепция, которую можно сформулировать как «Memento mori» [мементо мори], что в переводе с латыни означает «Помни о смерти». И все детали на их картинах призывают задуматься о бренности бытия. О быстротечности жизни напоминают перезрелые фрукты и перевернутые кубки. Рядом с курительной трубкой, игральными картами или карнавальной маской непременно изображен череп.
— Прямо-таки «Минздрав предупреждает». А у Хруцкого, скажешь, не так?
— Белорусский художник, безусловно, воспринял образный ряд, предложенный голландцами, но у него память о смерти, если можно так выразиться, светло окрашена.
— Как это понимать? Вон, сигара на картине дымится — думаешь, он считает, что можно курить?
— И сигара, и театральный бинокль — как раз отсылка к «малым голландцам». Эти детали так же, как и у художников семнадцатого века, символизируют пустоту земных наслаждений. Но Иван Хруцкий не просто напоминает нам о смерти, он призывает преодолеть её. Видишь горящую свечу в правом верхнем углу? Её тихое свечение, переданное почти в монохроме, явно противопоставляется цветовому шуму и суете на переднем плане. Художник словно хочет сказать: жизнь — это не бессмысленная череда удовольствий, её смысл глубже, чище. Он — в приобщении к свету. К Богу.
— А художник был верующим?
— Иван Фомич родился в семье священника и усвоил от родителей евангельские каноны.
— Его отец был православным священником?
— Он принадлежал Русской униатской церкви — конфессии, которая образовалась после подписания в 1596 году Брестской унии. Несколько православных епископов перешли тогда в подчинение Папы Римского. Отец Ивана Хруцкого умер в1839 году — как раз накануне возвращения униатов в лоно Православной церкви.
— А как сам художник воспринял воссоединение церквей?
— В сороковых годах девятнадцатого века он много сотрудничал с митрополитом Иосифом Семашко — тем самым архипастырем, благодаря которому униаты вернулись в православие. По заказу владыки Иван Фомич писал не только портреты священников и архиереев, но и иконы для нескольких храмов в Ковно и Вильно — то есть, Каунасе и Вильнюсе.
— У тебя, Борисыч, биография человека как теорема выстроена!
— Это не у меня, Саш. Тут закон логики: если «а», то «б». Если человек верит в Бога, то эта вера оставляет отпечаток на созданных им предметах, совершённых поступках. На всей его жизни!
«Картину Ивана Хруцкого „Натюрморт со свечой“ можно увидеть в Волгоградском музее изобразительных искусств имени Машкова».
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов
У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер