— Умеешь ты, Андрей Борисыч, досуг организовать. Вроде, ехали в Волгоград на рыбалку — а уже в картинной галерее искусством наслаждаемся!
— Саш, Волгоградский музей изобразительных искусств — это такое место, которым нельзя пренебречь. Богатейшая коллекция! Ты только взгляни, какой натюрморт со свечой!
— Так мы вроде точно такие же сейчас рассматривали в предыдущем зале!
— Нет. То были «малые голландцы» — живописцы семнадцатого века. А это работа белорусского художника девятнадцатого столетия Ивана Хруцкого.
— Честно говоря, особой разницы не вижу!
— Общего, действительно, много. И главное сходство — в ювелирной точности изображения деталей. Ты посмотри, как тщательно выписаны лимон, виноград и яблоки, глянцевая поверхность керамического кувшина с ручкой в виде лисицы!
— Да и предметы, на мой взгляд, одни и те же что у голландцев, что у Хруцкого —посуда, фрукты, еда разная. Что было в обиходе под рукой, то и рисовали.
— Э, нет, все не так просто! В натюрмортах «малых голландцев» есть своя концепция, которую можно сформулировать как «Memento mori» [мементо мори], что в переводе с латыни означает «Помни о смерти». И все детали на их картинах призывают задуматься о бренности бытия. О быстротечности жизни напоминают перезрелые фрукты и перевернутые кубки. Рядом с курительной трубкой, игральными картами или карнавальной маской непременно изображен череп.
— Прямо-таки «Минздрав предупреждает». А у Хруцкого, скажешь, не так?
— Белорусский художник, безусловно, воспринял образный ряд, предложенный голландцами, но у него память о смерти, если можно так выразиться, светло окрашена.
— Как это понимать? Вон, сигара на картине дымится — думаешь, он считает, что можно курить?
— И сигара, и театральный бинокль — как раз отсылка к «малым голландцам». Эти детали так же, как и у художников семнадцатого века, символизируют пустоту земных наслаждений. Но Иван Хруцкий не просто напоминает нам о смерти, он призывает преодолеть её. Видишь горящую свечу в правом верхнем углу? Её тихое свечение, переданное почти в монохроме, явно противопоставляется цветовому шуму и суете на переднем плане. Художник словно хочет сказать: жизнь — это не бессмысленная череда удовольствий, её смысл глубже, чище. Он — в приобщении к свету. К Богу.
— А художник был верующим?
— Иван Фомич родился в семье священника и усвоил от родителей евангельские каноны.
— Его отец был православным священником?
— Он принадлежал Русской униатской церкви — конфессии, которая образовалась после подписания в 1596 году Брестской унии. Несколько православных епископов перешли тогда в подчинение Папы Римского. Отец Ивана Хруцкого умер в1839 году — как раз накануне возвращения униатов в лоно Православной церкви.
— А как сам художник воспринял воссоединение церквей?
— В сороковых годах девятнадцатого века он много сотрудничал с митрополитом Иосифом Семашко — тем самым архипастырем, благодаря которому униаты вернулись в православие. По заказу владыки Иван Фомич писал не только портреты священников и архиереев, но и иконы для нескольких храмов в Ковно и Вильно — то есть, Каунасе и Вильнюсе.
— У тебя, Борисыч, биография человека как теорема выстроена!
— Это не у меня, Саш. Тут закон логики: если «а», то «б». Если человек верит в Бога, то эта вера оставляет отпечаток на созданных им предметах, совершённых поступках. На всей его жизни!
«Картину Ивана Хруцкого „Натюрморт со свечой“ можно увидеть в Волгоградском музее изобразительных искусств имени Машкова».
Василий Бакшеев. «Молебен с водосвятием»
— Как много в Пермской картинной галерее экспонатов, рассказывающих о православной вере! Правда, Андрюша?
— Да, Алла, здесь богатая коллекция богослужебных предметов и старинных икон.
— И картин с религиозными сюжетами! Например, посмотри – «Молебен с водосвятием».
— Работа выразительная! Священника пригласили в частный дом, чтобы совершить богослужение. Вот он стоит, с крестом – старенький уже, седой. Рядом с батюшкой поёт церковный служка. Остальные участники молебна внимательно слушают, крестятся.
— Написал это полотно Василий Бакшеев. Ты знаешь о нём что-нибудь?
— Талантливый художник! Представляешь, он прожил девяносто пять лет, из них половину – в девятнадцатом, половину – в двадцатом веке.
— А полотно «Молебен с водосвятием» когда было написано?
— На перекрестке столетий, в 1894 году. В самое безоблачное время в жизни Василия Николаевича! Он два года как женился по большой любви на Анне Лосевой. Супруги построили дом в подмосковной деревне Зайцево. В усадьбе часто гостили Константин Коровин, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, другие художники. Там царила атмосфера дружбы и творчества.
— Наверное, поэтому и картина получилась такой светлой! Комната, в которой совершается молебен, залита солнцем. Окно распахнуто, за ним угадывается свежая зелень. Лёгкий ветерок колышет белоснежные занавески. Кажется, они недавно постираны и накрахмалены. Как и покрывала – на комоде, на стуле и маленьком круглом столике.
— А на цветовую гамму ты обратила внимание? Она говорящая! Занавески и покрывала, обои на стенах и деревянный пол выдержаны в бело-золотистых тонах с голубыми бликами. Те же цвета мы видим в одежде священника, но только здесь они уже насыщенные, густые. На батюшке синяя ряса, а поверх неё золотая риза, она называется фелонь.
— Ой, получается, как будто облачение батюшки отражается на всех предметах вокруг!
— Такой приём в живописи называется рефлексом. И Василий Бакшеев использовал его неспроста. Художник показал, что визит священника и связанная с ним общая молитва изменяют действительность.
— Андрюш, а я вот задумалась – а почему в комнате так пусто? Из мебели здесь только комод, два стула и маленький круглый столик – на нём стоит чаша для освящения воды. Ни ковров, ни картин на стенах.
— И даже икона, перед которой совершается молебен, не в красном углу помещена, а на стуле. Полагаю, хозяева недавно переехали, дом ещё не обжит. Смотри, доски, которыми выложен пол, совсем свежие.
— Так, наверное, эти люди затем и позвали батюшку – чтобы освятить жилище?
— Верно! И художник призывает нас верить, что жизнь в новом доме, начатая с молитвы, будет чистой и светлой. Как эта солнечная комната с распахнутыми в зеленый сад окнами.
— А у меня на сердце стало светлее от картины Василия Бакшеева «Молебен с водосвятием»!
Картину Василия Бакшеева «Молебен с водосвятием» можно увидеть в Пермской государственной картинной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
Рядом с Пушкиным. Ольга Шушкова
Пушкина я горячо полюбила с детства и пронесла это чувство через всю жизнь. Помню, как ребёнком с радостью без конца повторяла строчки из сказок: «Ветер по морю гуляет...». А уже в зрелые годы с трепетом читала пушкинское покаянное: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю».
Я видела в Александре Сергеевиче живого, близкого человека, родную душу. Надо ли говорить, что он оказал на меня большое влияние, и что, поэтом я стала во многом благодаря и ему. А вот точно, благодаря кому получила я такое призвание — поняла уже много позже... Это — Господь!
Расскажу небольшую предысторию. Крестили меня еще ребенком. А в храм впервые привела родственница, когда у меня в жизни был тяжелый период. Это был храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Помню, как я сидела там на скамеечке, заливалась слезами. Поплакала, помолилась, и мне стало легче.
Второй раз пришла сама, когда снова обрушились неприятности — помнила, где становится легче. Поговорила с батюшкой — и опять отлегло. Стала приходить в храм регулярно. Выбрала себе местечко в центре храма около прохода.
И вот, спустя несколько месяцев я случайно прочитала в интернете, есть икона, на которой изображен мой любимый поэт! Точнее, там запечатлен сюжет поэтического диалога между святителем Филаретом Московским и Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт тогда написал стихи, в которых были следующие строки: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?..» А после публикации получил ответ от святителя Филарета с такими словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана...»
Пушкин с благодарностью написал стихотворный ответ будущему святому, в котором признал правоту митрополита и свои заблуждения, назвав их «скептическими куплетами».
Так вот, когда иконописцы писали образ митрополита Московского Филарета (Дроздова), вспомнили про эту историю. Изобразили рядом со святителем великого русского поэта. Как мне же мне захотелось посмотреть на эту икону!
И каково же было мое удивление, когда я узнала, что образ находится в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»! В том самом, где я обрела душевный и духовный приют.
Я знала многие иконы в храме, они стали важными и любимыми для меня. Но — Александра Сергеевича я не видела.
Я переходила от одной иконы к другой, приглядывалась, внимательно изучала. Началась служба, и я остановилась на своем любимом месте в храме. И тут обнаружила — Пушкин смотрел прямо на меня! Икона со святителем Филаретом и любимым поэтом оказалась напротив моего места, но в глубине. Слезы благодарности выступили на глазах.
Я восприняла это как знак. Как будто Господь благословил меня. И теперь каждый раз, приходя на любимое место в храме, я кланяюсь святителю Филарету, улыбаюсь Александру Сергеевичу и благодарю Всевышнего за то, что, как отметил святитель Филарет в упомянутой переписке, «не без воли Бога тайной» все сложилось в моей жизни.
Господь говорит с каждым из нас через ситуации, через обстоятельства. Он знает, что для каждого человека дорого, что тронет душу.
Главное — суметь услышать Спасителя. На мой взгляд, для этого нужно учиться слушать Бога. Воспитывать душу. Учиться домашней молитве. И стремиться к Богу, хотеть быть рядом. Ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, в соборной молитве. Христос посреди нас!
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
26 декабря. О значении слов Христа о пророке Илии
В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём».
О значении этих слов Христа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова сказаны Господом в ответ на вопрос, с которым ученики обратились к Нему. Произошло это сразу после Преображения. По поверьям иудеев перед пришествием Мессии должен прийти Илия, пророк Божий Илия, и устроить все, то есть приготовить богоизбранный народ к грядущим событиям. И Господь говорит, что Илия уже пришел. Это Иоанн Креститель, пришедший в силе и духе Илииной. И с ним поступили так, как хотели, как написано о нем. Ведь это известное изречение пророка Малахии.
«Я пошлю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия Дня Господня. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием». Важно то, что из этих слов становится ясно, что долгожданный Мессия, долгожданный Спаситель мира уже пришел. Он уже идет своим путем. Путем страданий, путем воскресения.
Все выпуски программы Актуальная тема