— Вы фотографироваться? Мы за вами будем?
— Нет, я просто приятель фотографа. Так что вы первые.
— Мы пока только посоветоваться. Я не уверен, что нам нужна фотосессия.
— Ну Олег, ну ты же обещал!
— Машенька, я готов тебе уступить, но уверен, что фотограф на венчании не нужен. Память о таких событиях надо хранить в сердце. Вот вы, например, как считаете?
— Конечно, что муж и жена должны беречь сердечную память о моменте, когда Церковь благословила их союз. Но ведь зримое свидетельство о вашем венчании важно не только для вас.
— Да? А для кого же ещё?
— Для ваших детей. Внуков, правнуков. Я даже знаю случай, когда свадебные портреты жениха и невесты стали исторической ценностью.
— Неужели это правда? Посмотреть бы на них!
— А я вам их сейчас покажу в Интернете. Таак, портреты супругов Тишининых кисти Ивана Вишнякова. Вот, пожалуйста!
— Так здесь же две отдельные картины?
— Да, это диптих — две картины составляют единое произведение искусства. В диптихе есть определённый символизм — так два человека в браке становятся неразделимы.
— Какое платье у невесты красивое! Только почему оно красное, а не белое, если это венчальный наряд?
— До восемнадцатого века на Руси женщины выходили замуж в красных сарафанах с глухой застёжкой до самого горла. А Пётр Первый ввел в обиход европейскую одежду. И Ксения Ивановна Тишинина в 1755 году пошла под венец, одетая по последней моде в стиле рококо. Платье на ней традиционного красного цвета, но оно уже совсем не напоминает сарафан.
— А это что же, часы пристёгнуты к подолу невесты?
— Да, маленькие золотые часики — подарок жениха. Роскошь, подсказывающая зрителю, как сильно молодожён дорожит своей супругой.
— А может быть это просто признак богатства?
— На картинах восемнадцатого века нет случайных деталей. И если бы художник Иван Вишняков хотел подчеркнуть состоятельность жениха, то именно на его изображении мы бы увидели дорогостоящие аксессуары.
— А облик Тишинина изыскан, но прост.
— Единственное украшение чёрного свадебного костюма Николая Ивановича — это отделка из серебряной парчи. Тогда как портрет Ксении Ивановны изобилует яркими деталями: в руке её веер, на груди и волосах алые цветы, серебристое кружево рукавов струится по красному шёлку платья. Если за спиной жениха — просто тёмное полотно, то фигура невесты запечатлена на фоне аллеи, открывающейся коридором на восход солнца. Девушке словно предстоит новая светлая дорога. Картина вполне может называться: «Я сделаю тебя счастливой!». Художник ясно свидетельствует не о богатстве, а о любви жениха.
— А в чём историческая ценность этих картин?
— Художник Иван Яковлевич Вишняков считался лучшим портретистом восемнадцатого века. Но не имел привычки подписывать свои работы. И до нашего времени дошло всего два полотна, на обороте которых значится: «намалёваны надворным советником живописным мастером Вишняковым». Николай Тишинин, заказывая свадебные портреты, позаботился, чтобы на полотнах стояла подпись, и этим сослужил добрую службу для искусствоведов.
— Представляешь, Маш, если у фотографа полетит весь архив, и уцелеют только наши свадебные снимки? Будут уникальные!
— Нет уж, пусть у него всё будет хорошо. А венчальные фотографии ценны тем, что хранят память о рождении семьи, не похожей ни на какую другую. Может быть, через сотни лет люди будут глядеть на наши лица и думать: «Как они любили друг друга!» Как мы сейчас смотрим на портреты Ксении и Николая Тишининых.
«Портреты супругов Тишининых кисти Ивана Вишнякова можно увидеть в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике».
14 марта. О заповедях Божьих

В 6-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
О заповедях Божьих — священник Алексий Дудин.
Заповеди Божии, по сути дела, являются границами нашей духовной безопасности. Заповедь можно сравнить с факелом, который освещает край пропасти, чтобы человек в эту пропасть не свалился. Заповеди не лишают нас свободы воли, они не лишают нас свободы действия, они лишь указывают нам то, что является для нас либо спасительным, либо погибельным. А дальше, используя эти заповеди, человек волен действовать на этой земле так, как он желает сам. Про заповеди мы знаем, что были заповеди в Ветхом Завете, и они все были направлены на отношение человека к Богу и человека к человеку. В Новом Завете это сформулировано в двух заповедях о том, что человек должен в полноте любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью своей и ближнего своего, как самого себя. Но в любом случае заповеди — это помощь человеку в жизненном пути, которая спасает человека от погибели и которая направляет человека ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О творчестве Владимира Фаворского

Сегодня 14 марта. В этот день в 1886 году родился художник-иллюстратор Владимир Фаворский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Посмотрите только иллюстрации к маленьким трагедиям Александра Сергеевича Пушкина! Вы увидите, что Владимир Фаворский уловил самый дух поэзии русского гения. А «Слово о полку Игореве», которое выделяется своей поэтичностью, художественным богатым, высотой образов — над ним работал наш иллюстратор многие годы. И работа его может почитаться подлинным шедевром искусства. «Я созидаю книгу, а не просто делаю иллюстрации», говорил наш мэтр, оставивший после себя десятки талантливых учеников. И сегодня, когда Россия так нуждается в возрождении русской культуры, во всех ее гранях, во всех ее жанрах, иллюстрации Владимира Фаворского, говорят о совершенстве, которого должен достигать каждый художник, желающий вложить свою лепту в созидание пространства русской культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О душеполезном чтении

Сегодня 14 марта. День православной книги.
О душеполезном чтении — священник Николай Конюхов.
Главная книга, которую должен читать христианин — это Священное Писание. Но часто дороги к нему разные. Сейчас есть большое количество околоцерковной литературы, церковной литературы, в том числе и современных авторов, которые доступным языком пишут про прописные истины. И даже те же самые святые отцы, произведения которых, может быть, тяжело читать, потому что они написаны иностранным языком, на греческом языке, и переведены, тем более, святых отцов IV, V века, VI. Но есть святые отцы, которые жили в нашей стране, и которые писали, в том числе, и на русском языке. И поэтому нам они более понятными. Я вот на начальном всегда рекомендую почитать письма Феофана Затворника своим духовным чадам, святителя Игнатия Брянчанинова. А потом есть святые отцы, которые жили буквально совсем недавно. Это Никодим Святогорец, Паисий Святогорец. И такие видные церковные деятели, как там митрополит Антоний Сурожский, который очень много написал доступных проповедей, которые даже молодым людям очень, как они говорят, заходят. То есть они понятны и написаны понятным языком. Ну а так, в целом, сейчас, если прийти в какой-то церковный магазин, где книги предлагаются разные, там большое количество современных авторов, в том числе священников, предлагают рассуждения и о посте, и о молитве, и так далее. Но конечная цель, конечно же, нам — это слова Божии, написанные в Священном Писании, к которым постепенно мы начинаем приходить. Читаем сначала на русском языке, потом и церковно-славянский текст, который читается за богослужением, тоже становится нам понятным.
Все выпуски программы Актуальная тема