— Маргарита Константиновна, здравствуйте!
— Добрый день, Настенька! Рада видеть тебя в Третьяковской галерее!
— Я к вам за помощью.
— Рада буду помочь. Тебе нужно подготовить доклад по какой-то картине?
— Нет, в этот раз нам в школе дали задание поинтересней! У нас пройдёт конкурс «Живые картины». Надо изобразить какое-то полотно, чтобы все его узнали. Посоветуйте, пожалуйста, какое произведение мне выбрать?
— О, какая замечательная идея! Мы с тобой сейчас обязательно что-нибудь придумаем. Для начала скажи, сколько человек вместе с тобой будут представлять картину?
— Да в том-то и дело, что я одна. Пока я болела, одноклассники уже разделились на группы.
— Не расстраивайся, моя хорошая. Ведь есть немало полотен, где герой один, но очень выразительный. Вот, например, замечательный вариант — работа Ильи Ефимовича Репина «Стрекоза».
— Мне нравится! Смешная какая девочка нарисована. Взобралась высоко и ногами болтает. Интересно, на чем это она сидит? На турнике?
— Вряд ли. Репин писал это полотно на даче под Петербургом, в посёлке Мартышкино — сейчас это часть города Ломоносов. Едва ли в сельский быт художника вписывался турник. К тому же перекладина слишком толстая, за неё не ухватишься, чтобы заниматься гимнастикой. Скорее, это верхняя жердь на заборе.
— На заборе?? А родители не ругали девочку?
— Не ругали. Дочь Ильи Ефимовича Вера — а именно она изображена на картине — была живым, резвым ребенком. Отец любовался её искренностью, чистосердечием. В своей работе он хотел подчеркнуть детскую непосредственность дочки, её радостное стремление познавать мир. Видишь, какой необычный ракурс художник выбрал? Зритель смотрит на девочку снизу вверх. Она как будто парит на фоне синего летнего неба.
— Как стрекоза?
— Как стрекоза. Помнишь, как двигаются эти симпатичные насекомые?
— А что, они как-то по-особенному летают?
— Их полёт стремительный и быстрый. Стрекоза может зависать в воздухе, резко менять направление. Можно протянуть руку навстречу любопытной стрекозе — она сядет на несколько секунд и тут же вспорхнёт и взмоет ввысь. Вот и Верочка Репина, кажется, сейчас умчится в полёт — делать потрясающие открытия.
— Я тоже очень люблю каждый день узнавать что-то новое!
— Здесь Вере, так же, как и тебе, двенадцать лет. Любознательность — счастливая особенность вашего возраста. Счастье, когда удаётся сохранить это качество и во взрослые годы.
— Маргарита Константиновна, а костюм я сумею подобрать, чтобы «Стрекозу» представить на конкурсе «Живые картины»?
— Создать этот образ несложно. Картина написана в 1892 году, и девочка одета в соответствии с модой того времени. Такую шляпку сейчас, конечно, не купишь, но можно сделать из папье-маше, я тебе помогу. Платье у Веры простое — думаю, не составит труда найти похожее. Лучше, если оно будет голубых, зеленоватых, синих оттенков, чтобы напоминало веселый окрас стрекозы. А самое главное — у тебя есть жизнерадостность и окрылённость, которую Репин так любил в дочери.
— Надеюсь, всё получится, и ребята оценят нашу задумку!
— Не сомневаюсь, что получится! А друзей приводи в Третьяковскую галерею. Пусть посмотрят на репинскую «Стрекозу» и убедятся, что по сути героиня картины не отличается от современных подростков. Века проходят, а детство остаётся заповедным миром, в котором душа просится в полёт.
Диана Берлин. «Неформат, или Дни радио»
В нашей профессии, друзья — а я говорю сейчас, как человек, годами причастный отечественному радиоэфиру, — есть люди, в применении к которым слово «легендарный» звучит естественно и надёжно. Мы радуемся, что работали и работаем с ними в одно время, думаем о них с удивлением: «...вот надо же, мол, я помню такого-то и такую-то; а с этим (с самим!) — до сих пор сталкиваемся в одних и тех же коридорах медиахолдинга». Вот, в таком примерно духе.
Это я к тому, что однажды мне повезло получить из рук легендарной радиоведущей и журналистки Дианы Берлин (а я и впрямь работал с нею в одной из её передач) — воспоминания: «Неформат, или Дни радио»: изящный томик в сто пятьдесят страниц, изданный столичным издательством «Время» в 2014 году.
...Перечислять места службы или созданные Дианой Берлин радиостанции, её звания и награды — сейчас не стану: загляните в интернет-энциклопедию сами.
Скажу только, что она была последним главным редактором ушедшего, увы, в историю «Радио-1» — Первого Радио страны. Галерея же знаменитостей из мира культуры (эстрада, литература, музыка, кино; многие стали близкими друзьями), — с которыми работала Берлин — поверьте, невероятна.
Она пришла на радио в 1970-м. И это, несомненно, был Божий промысел.
Мечтала о радио с детства.
1970-й!.. — я тогда ещё ходил в детский садик, няни-то у нас не было.
А у Дианы — была. Когда я прочитал книгу «Неформат, или Дни радио», то сразу поделился с автором своими восторгами. Диана Иосифовна с улыбкой выслушала меня и спросила: «...а про няню мою помните? Ведь всё лучшее во мне — от неё...»
«Нас было четверо: папа, мама, я и няня. Моя любимая, незабвенная няня Ксения Тимофеевна Толстых. Ближе человека у меня не было и не будет. Она появилась у нас в первые дни после моего рождения, и первое слово моё было «няня». До тридцати пяти моих лет мы были неразлучны. Её дочь Нюра (знатная доярка, жила под Волгоградом) часто говорила: «Да-а, мама тебя больше любит, чем меня и брата». Мы с няней молчали, потому что обе знали, что так и есть на самом деле. Эта любовь и породила между нами особую связь, которую не разрушила даже её кончина...»
Из книги Дианы Берлин «Неформат, или Дни радио», читала автор.
Я записывал легенду нашей радиожурналистики посереди горячего рабочего дня — в салоне её автомобиля. Она по-прежнему в работе. Записывал и любовался ею.
...С вами был Павел Крючков, и давайте послушаем окончание мемуаров Дианы Берлин, её дивного свидетельства «Неформат, или дни радио». Читает автор.
«У каждого человека должен быть свой причал. Именно он даёт силы, укрепляет дух. Только когда есть причал — внутри тебя добро побеждает зло. И только благодаря причалу возникает стержень, который не позволяет сломаться и помогает сохранить нравственные ценности, заложенные в корнях. То же самое можно сказать и о радио. Корни художественного вещания в нашей стране настолько сильны, что рано или поздно всё восстановится, и тогда наши внуки не услышат в эфире радиостанций и телеканалов: Пети́па; Бала́нчин; Кустоди́ев; закупо́рка; гостиница «Метро́поль»; отроко́вица... И, наконец, совсем уже непостижимое: Анна Ивановна Ахматова; остатки царской семьи...
К сожалению, список можно продолжать. Ведь наша эпоха Возрождения ещё не наступила... Потому я и написала эту книгу, в надежде на то, что она станет поводом для воспоминаний о Первом Радийном Причале. И люди, и события живы, пока о них помнят. И кто знает, может быть, воспоминания рождают действия? Как сказал Солженицын: «Ведь только память способна удержать и наполнить смыслом наше прошлое»...»
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Более 6000 детей получили помощь фонда «Настенька», поддержите работу фонда
Это осенью Тимофею исполнилось три года, он до сих пор вспоминает свой яркий день рождения: вкусный торт с фигуркой героя из любимого мультфильма и чудесное шоу с мыльными пузырями. Это первый праздник, который Тима встретил вне больницы, в кругу близких людей — вместе с папой и мамой, братом и сестрой. Мальчик был в полном восторге, улыбка не сходила с его лица.
Два года назад у Тимофея обнаружили опухоль головного мозга и долгое время он провёл в больнице. Ему сделали сложную операцию, после неё малышу пришлось заново учиться стоять, сидеть и даже глотать пищу. Чтобы полностью восстановиться мальчику необходима длительная реабилитация, которую родители оплатить не могут. На помощь им пришёл благотворительный фонд «Настенька». Он поддерживает семью на протяжении всего лечения Тимы. Благодаря чему сегодня ребёнок может самостоятельно есть, сидеть и ходить с опорой.
«Я вижу, как Тима меняется. Конечно, нам ещё многому нужно научиться. Но то, что мы уже приобрели — бесценно!», — говорит мама мальчика.
Благотворительный фонд «Настенька» 22 года помогает тяжелобольным детям и их родным — оплачивает лекарства, лечение и реабилитацию. За всё время работы фонда помощь получили более 6000 детей. Вы можете поддержать проект и его подопечных, таких, как Тима. Для этого переходите на сайт фонда «Настенька» и нажимайте кнопку «Помочь сейчас». О том, как ещё принять участие в добрых делах, вы можете узнать, связавшись с сотрудниками фонда: nastenka.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Кючук-Кайнарджийский мирный договор»
Вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о том, какие события привели к заключению Кючук-Кайнарджийского мирного договора, завершившего русско-турецкую войну конца 18 века — и что это значило для нашей страны.
Ведущий: Дмитрий Володихин