На картине «Стрекоза» изображена дочь Ильи Репина, Вера, в возрасте 12 лет. Девочка непоседлива и любознательна, как стрекоза. Поэтому полотно вызывает светлые чувства и окрыляет, напоминая нам о беззаботном детстве.

— Маргарита Константиновна, здравствуйте!
— Добрый день, Настенька! Рада видеть тебя в Третьяковской галерее!
— Я к вам за помощью.
— Рада буду помочь. Тебе нужно подготовить доклад по какой-то картине?
— Нет, в этот раз нам в школе дали задание поинтересней! У нас пройдёт конкурс «Живые картины». Надо изобразить какое-то полотно, чтобы все его узнали. Посоветуйте, пожалуйста, какое произведение мне выбрать?
— О, какая замечательная идея! Мы с тобой сейчас обязательно что-нибудь придумаем. Для начала скажи, сколько человек вместе с тобой будут представлять картину?
— Да в том-то и дело, что я одна. Пока я болела, одноклассники уже разделились на группы.
— Не расстраивайся, моя хорошая. Ведь есть немало полотен, где герой один, но очень выразительный. Вот, например, замечательный вариант — работа Ильи Ефимовича Репина «Стрекоза».
— Мне нравится! Смешная какая девочка нарисована. Взобралась высоко и ногами болтает. Интересно, на чем это она сидит? На турнике?
— Вряд ли. Репин писал это полотно на даче под Петербургом, в посёлке Мартышкино — сейчас это часть города Ломоносов. Едва ли в сельский быт художника вписывался турник. К тому же перекладина слишком толстая, за неё не ухватишься, чтобы заниматься гимнастикой. Скорее, это верхняя жердь на заборе.
— На заборе?? А родители не ругали девочку?
— Не ругали. Дочь Ильи Ефимовича Вера — а именно она изображена на картине — была живым, резвым ребенком. Отец любовался её искренностью, чистосердечием. В своей работе он хотел подчеркнуть детскую непосредственность дочки, её радостное стремление познавать мир. Видишь, какой необычный ракурс художник выбрал? Зритель смотрит на девочку снизу вверх. Она как будто парит на фоне синего летнего неба.
— Как стрекоза?
— Как стрекоза. Помнишь, как двигаются эти симпатичные насекомые?
— А что, они как-то по-особенному летают?
— Их полёт стремительный и быстрый. Стрекоза может зависать в воздухе, резко менять направление. Можно протянуть руку навстречу любопытной стрекозе — она сядет на несколько секунд и тут же вспорхнёт и взмоет ввысь. Вот и Верочка Репина, кажется, сейчас умчится в полёт — делать потрясающие открытия.
— Я тоже очень люблю каждый день узнавать что-то новое!
— Здесь Вере, так же, как и тебе, двенадцать лет. Любознательность — счастливая особенность вашего возраста. Счастье, когда удаётся сохранить это качество и во взрослые годы.
— Маргарита Константиновна, а костюм я сумею подобрать, чтобы «Стрекозу» представить на конкурсе «Живые картины»?
— Создать этот образ несложно. Картина написана в 1892 году, и девочка одета в соответствии с модой того времени. Такую шляпку сейчас, конечно, не купишь, но можно сделать из папье-маше, я тебе помогу. Платье у Веры простое — думаю, не составит труда найти похожее. Лучше, если оно будет голубых, зеленоватых, синих оттенков, чтобы напоминало веселый окрас стрекозы. А самое главное — у тебя есть жизнерадостность и окрылённость, которую Репин так любил в дочери.
— Надеюсь, всё получится, и ребята оценят нашу задумку!
— Не сомневаюсь, что получится! А друзей приводи в Третьяковскую галерею. Пусть посмотрят на репинскую «Стрекозу» и убедятся, что по сути героиня картины не отличается от современных подростков. Века проходят, а детство остаётся заповедным миром, в котором душа просится в полёт.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











