На картине «Стрекоза» изображена дочь Ильи Репина, Вера, в возрасте 12 лет. Девочка непоседлива и любознательна, как стрекоза. Поэтому полотно вызывает светлые чувства и окрыляет, напоминая нам о беззаботном детстве.
— Маргарита Константиновна, здравствуйте!
— Добрый день, Настенька! Рада видеть тебя в Третьяковской галерее!
— Я к вам за помощью.
— Рада буду помочь. Тебе нужно подготовить доклад по какой-то картине?
— Нет, в этот раз нам в школе дали задание поинтересней! У нас пройдёт конкурс «Живые картины». Надо изобразить какое-то полотно, чтобы все его узнали. Посоветуйте, пожалуйста, какое произведение мне выбрать?
— О, какая замечательная идея! Мы с тобой сейчас обязательно что-нибудь придумаем. Для начала скажи, сколько человек вместе с тобой будут представлять картину?
— Да в том-то и дело, что я одна. Пока я болела, одноклассники уже разделились на группы.
— Не расстраивайся, моя хорошая. Ведь есть немало полотен, где герой один, но очень выразительный. Вот, например, замечательный вариант — работа Ильи Ефимовича Репина «Стрекоза».
— Мне нравится! Смешная какая девочка нарисована. Взобралась высоко и ногами болтает. Интересно, на чем это она сидит? На турнике?
— Вряд ли. Репин писал это полотно на даче под Петербургом, в посёлке Мартышкино — сейчас это часть города Ломоносов. Едва ли в сельский быт художника вписывался турник. К тому же перекладина слишком толстая, за неё не ухватишься, чтобы заниматься гимнастикой. Скорее, это верхняя жердь на заборе.
— На заборе?? А родители не ругали девочку?
— Не ругали. Дочь Ильи Ефимовича Вера — а именно она изображена на картине — была живым, резвым ребенком. Отец любовался её искренностью, чистосердечием. В своей работе он хотел подчеркнуть детскую непосредственность дочки, её радостное стремление познавать мир. Видишь, какой необычный ракурс художник выбрал? Зритель смотрит на девочку снизу вверх. Она как будто парит на фоне синего летнего неба.
— Как стрекоза?
— Как стрекоза. Помнишь, как двигаются эти симпатичные насекомые?
— А что, они как-то по-особенному летают?
— Их полёт стремительный и быстрый. Стрекоза может зависать в воздухе, резко менять направление. Можно протянуть руку навстречу любопытной стрекозе — она сядет на несколько секунд и тут же вспорхнёт и взмоет ввысь. Вот и Верочка Репина, кажется, сейчас умчится в полёт — делать потрясающие открытия.
— Я тоже очень люблю каждый день узнавать что-то новое!
— Здесь Вере, так же, как и тебе, двенадцать лет. Любознательность — счастливая особенность вашего возраста. Счастье, когда удаётся сохранить это качество и во взрослые годы.
— Маргарита Константиновна, а костюм я сумею подобрать, чтобы «Стрекозу» представить на конкурсе «Живые картины»?
— Создать этот образ несложно. Картина написана в 1892 году, и девочка одета в соответствии с модой того времени. Такую шляпку сейчас, конечно, не купишь, но можно сделать из папье-маше, я тебе помогу. Платье у Веры простое — думаю, не составит труда найти похожее. Лучше, если оно будет голубых, зеленоватых, синих оттенков, чтобы напоминало веселый окрас стрекозы. А самое главное — у тебя есть жизнерадостность и окрылённость, которую Репин так любил в дочери.
— Надеюсь, всё получится, и ребята оценят нашу задумку!
— Не сомневаюсь, что получится! А друзей приводи в Третьяковскую галерею. Пусть посмотрят на репинскую «Стрекозу» и убедятся, что по сути героиня картины не отличается от современных подростков. Века проходят, а детство остаётся заповедным миром, в котором душа просится в полёт.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 257 зач., III, 4-11.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди, особенно молодые, стремятся стать известными и мечтают о славе. В то же время, христианский подход, как кажется, предполагает, что к славе стремиться опасно, так как она тщетна и мешает человеку правильно оценить своё духовное состояние. Но могут ли верующие стремиться к славе и в чём эта слава должна заключаться? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Колосянам.
Глава 3.
4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Порой на публичных встречах с людьми мы обсуждаем современные представления о смысле и целях жизни. Каковы они для современного человека? Взрослые обычно говорят о семье, детях, о самореализации. Но недавно я встречался с подростками, и они очень чётко выделили то, что можно было бы назвать современными трендами: люди больше всего стремятся к богатству, славе и власти. Кажется, ничего необычного, ведь это вещи практически очевидные. Но понимаем ли мы опасность такого подхода, ведь все не могут быть богатыми, все не могут быть знаменитыми или обладать властью... А если это так, получается, что по определению все не могут быть счастливыми, не могут достичь цели, к которой стремятся.
Но вот в начале сегодняшнего чтения апостол Павел говорит христианам: когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. То есть сама по себе прославленность не плоха, вопрос только в том, чем человек прославляется и как это воспринимает. В чём особенность светского понимания славы? Сегодня для нас она связана с исключительностью, ведь нельзя прославиться чем-то обычным. Слава даёт человеку ощущение превосходства над другими людьми в той или иной сфере, позволяет ему гордиться, смотреть на других свысока. Кроме того, человек, который чем-то прославился, воспринимает славу на свой счёт, считает, что он прославился в первую очередь благодаря себе. У него могут быть учителя, тренеры, наставники, но славы добился именно он. В итоге, в таком понимании славы ярко проявляются последствия грехопадения, в которых человек ревниво закрывается от всех. В чём же специфика христианского понимания славы? Во-первых, она самым глубоким образом связана с Богом как источником человеческой жизни и тех даров, которыми мы обладаем. И, во-вторых, слава заключается не просто в чём-то особенном и выдающемся, но в раскрытии тех даров, которые дал нам Бог. Можно даже сказать, что в первую очередь христиане говорят о славе Божией, которая проявляется в мире через человека, достигшего полноты духовной жизни.
Понимая это, апостол Павел не просто предрекает ученикам явление их во славе вместе со Христом. Он подробно говорит о том, как они этой славы могут достигнуть. Оказывается, что для того, чтобы прославиться в подлинном смысле слова человеку нужно умертвить в себе грех: отказаться от всего, что связано с блудом и нечистотой, а также накоплением богатств, в котором человек служит себе как идолу. Для современной цивилизации, в основе которой лежит гипертрофированное внимание к теме пола и богатства, уже это может быть настоящим вызовом, но апостол продолжает. Оказывается, нужно не только навести порядок в телесных и душевных желаниях, но и прекратить всякие распри, связанные с гневом, яростью, злобой, злоречием и ложью. Иными словами, человек призван нравственно обновиться и возрастать в познании воли Божией о себе. Достигая подлинной славы, он не будет противопоставлять себя другим людям, не будет стремиться возвыситься над ними, но будет стремиться к подлинному единству с ними во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Писатели около церковных стен». Интервью с А. Теслей
Гость программы — Андрей Тесля, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта (Калининград), руководитель центра изучения русской философии и культуры.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Ижевск. Собор Александра Невского
В начале девятнадцатого века город Ижевск был рабочим посёлком при оружейном заводе. В 1810 году здесь случился страшный пожар. Огонь уничтожил деревянные церкви — Ильинскую и Троицкую. И заводчане приняли решение строить каменный храм. Ижевский архитектор Семён Дудин спроектировал монументальный собор с тремя приделами. Петербургские начальники завода попросили адаптировать проект к стеснённым денежным обстоятельствам. Зодчий заменил гранитные архитектурные детали на чугунные, которые можно было изготовить на месте. И тем самым сделал храм уникальным! Главный престол собора освятили во имя благоверного князя Александра Невского — оружейники особо почитали святого воина. Церковь стала средоточием жизни в посёлке. Прихожане заботились о бедных, открывали больницы и школы, содержали богадельню. После революции 1917 года безбожники закрыли собор Александра Невского, и много лет он разрушался. Но уцелел и был восстановлен! В третье тысячелетие старинный ижевский храм вошёл в прежнем великолепии.
Радио ВЕРА в Ижевске можно слушать на частоте 97,0 FM