Как бы мы вели себя, встретившись со Христом? Этой теме посвящена самая большая картина Третьяковки, над которой Александр Иванов работал двадцать лет! На полотне «Явление Христа народу» живописец изобразил, как разные люди реагируют на встречу с Богом.
— Владимир Николаевич, как я рада видеть вас в Третьяковской галерее!
— А я-то как рад, Маргарита Константиновна. Давно мечтал посмотреть самую большую картину музея, и вот, наконец, стою перед ней. Потрясающий размах!
— «Явление Христа народу» Александра Иванова и в самом деле масштабное полотно — пять с половиной на семь с половиной метров. Чтобы его разместить в Третьяковке, к основному зданию музея в Лаврушенском переулке пристроили дополнительный зал. И всё-таки размер — не основное достоинство этой картины.
— Понимаю — важнее мастерство художника!
— Мастерство уникальное! И стоит заметить, что Александр Иванов совершенствовал его по ходу создания картины «Явление Христа народу». Ведь над этим полотном он работал двадцать лет.
— Двадцать лет??
— Да, с 1837-го по 1857 год Иванов жил в Италии и по крупицам создавал своё монументальное полотно. Художник выполнил более шестисот эскизов. По ним можно проследить, как оттачивался талант живописца. Многие этюды имеют самостоятельную ценность, но ни один из них не сравнится с «Явлением Христа народу» по глубине замысла и точности его воплощения. Именно в этом — значимость картины.
— А что за замысел был у Иванова?
— Александр Иванов хотел создать образ встречи Спасителя с человечеством. На картине запечатлён момент, когда Иоанн Креститель говорит о Христе: «Вот агнец Божий, который берёт на себя грехи мира!». Предтеча указывает людям, что они встретили не просто Иисуса из Назарета, а Богочеловека. И вы посмотрите, как по-разному они реагируют!
— И впрямь по-разному. Вот слева, за спиной у Крестителя несколько человек, кажется, бежать готовы навстречу Иисусу.
— Это апостолы — Иоанн Богослов, Пётр и Андрей Первозванный.
— А у стариков в тюрбанах в правой части картины противоположная реакция — они спешат уйти и даже не оглядываются.
— А это книжники и фарисеи, им буква закона дороже живого Бога.
— А мужчина с мальчиком справа внизу как будто замёрзли и дрожат?
— Да, этих персонажей художник так и называл — «дрожащие». Они олицетворяют собой страх перед неизвестным. Знаете, есть люди, которых бросает в дрожь от мысли, что придётся поменять привычный уклад жизни. Вообще, Иванов постарался собрать на картине всю палитру человеческих реакций на встречу с Богом: кто-то радуется, кто-то пугается, кто-то остаётся равнодушным, а кто-то готов полностью переменить жизнь, начать её с чистого листа.
— Интересно, а задумывался ли художник о своём месте в жизни? О своих отношениях с Богом?
— Конечно, задумывался. И его размышления отразились на полотне. Видите сидящего у ног Иоанна Предтечи странника в шляпе и с посохом? Это автопортрет Иванова.
— Надо же, как живописец себя изобразил — в тени, незаметно. А взгляд его полон надежды.
— Вот так в тени от людей, с глазами, устремлёнными на Спасителя, Александр Иванов и провёл свою жизнь. Двадцать лет он жил на чужбине в крайней бедности, почти ни с кем не общался. Закончив полотно, с помощью благотворителей переправил его по морю в Россию. В июне 1858 года представил работу в Академии художеств и в том же месяце скончался. Ушёл, завершив своё служение. А нам оставил полотно, побуждающее каждого задуматься о своей, личной встрече со Христом.
— Я понял, что «Явление Христа народу» — не просто самая большая картина. Она... великая! Надо, пожалуй, еще раз в Третьяковку придти, теперь уже с сыном. Пусть и он посмотрит.
— Конечно, приходите, Владимир Николаевич! И сына приводите. Уверена, что знакомство с произведением Александра Иванова будет для него интересным и даст молодому человеку пищу для размышлений.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Диана Берлин. «Неформат, или Дни радио»
В нашей профессии, друзья — а я говорю сейчас, как человек, годами причастный отечественному радиоэфиру, — есть люди, в применении к которым слово «легендарный» звучит естественно и надёжно. Мы радуемся, что работали и работаем с ними в одно время, думаем о них с удивлением: «...вот надо же, мол, я помню такого-то и такую-то; а с этим (с самим!) — до сих пор сталкиваемся в одних и тех же коридорах медиахолдинга». Вот, в таком примерно духе.
Это я к тому, что однажды мне повезло получить из рук легендарной радиоведущей и журналистки Дианы Берлин (а я и впрямь работал с нею в одной из её передач) — воспоминания: «Неформат, или Дни радио»: изящный томик в сто пятьдесят страниц, изданный столичным издательством «Время» в 2014 году.
...Перечислять места службы или созданные Дианой Берлин радиостанции, её звания и награды — сейчас не стану: загляните в интернет-энциклопедию сами.
Скажу только, что она была последним главным редактором ушедшего, увы, в историю «Радио-1» — Первого Радио страны. Галерея же знаменитостей из мира культуры (эстрада, литература, музыка, кино; многие стали близкими друзьями), — с которыми работала Берлин — поверьте, невероятна.
Она пришла на радио в 1970-м. И это, несомненно, был Божий промысел.
Мечтала о радио с детства.
1970-й!.. — я тогда ещё ходил в детский садик, няни-то у нас не было.
А у Дианы — была. Когда я прочитал книгу «Неформат, или Дни радио», то сразу поделился с автором своими восторгами. Диана Иосифовна с улыбкой выслушала меня и спросила: «...а про няню мою помните? Ведь всё лучшее во мне — от неё...»
«Нас было четверо: папа, мама, я и няня. Моя любимая, незабвенная няня Ксения Тимофеевна Толстых. Ближе человека у меня не было и не будет. Она появилась у нас в первые дни после моего рождения, и первое слово моё было «няня». До тридцати пяти моих лет мы были неразлучны. Её дочь Нюра (знатная доярка, жила под Волгоградом) часто говорила: «Да-а, мама тебя больше любит, чем меня и брата». Мы с няней молчали, потому что обе знали, что так и есть на самом деле. Эта любовь и породила между нами особую связь, которую не разрушила даже её кончина...»
Из книги Дианы Берлин «Неформат, или Дни радио», читала автор.
Я записывал легенду нашей радиожурналистики посереди горячего рабочего дня — в салоне её автомобиля. Она по-прежнему в работе. Записывал и любовался ею.
...С вами был Павел Крючков, и давайте послушаем окончание мемуаров Дианы Берлин, её дивного свидетельства «Неформат, или дни радио». Читает автор.
«У каждого человека должен быть свой причал. Именно он даёт силы, укрепляет дух. Только когда есть причал — внутри тебя добро побеждает зло. И только благодаря причалу возникает стержень, который не позволяет сломаться и помогает сохранить нравственные ценности, заложенные в корнях. То же самое можно сказать и о радио. Корни художественного вещания в нашей стране настолько сильны, что рано или поздно всё восстановится, и тогда наши внуки не услышат в эфире радиостанций и телеканалов: Пети́па; Бала́нчин; Кустоди́ев; закупо́рка; гостиница «Метро́поль»; отроко́вица... И, наконец, совсем уже непостижимое: Анна Ивановна Ахматова; остатки царской семьи...
К сожалению, список можно продолжать. Ведь наша эпоха Возрождения ещё не наступила... Потому я и написала эту книгу, в надежде на то, что она станет поводом для воспоминаний о Первом Радийном Причале. И люди, и события живы, пока о них помнят. И кто знает, может быть, воспоминания рождают действия? Как сказал Солженицын: «Ведь только память способна удержать и наполнить смыслом наше прошлое»...»
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Более 6000 детей получили помощь фонда «Настенька», поддержите работу фонда
Это осенью Тимофею исполнилось три года, он до сих пор вспоминает свой яркий день рождения: вкусный торт с фигуркой героя из любимого мультфильма и чудесное шоу с мыльными пузырями. Это первый праздник, который Тима встретил вне больницы, в кругу близких людей — вместе с папой и мамой, братом и сестрой. Мальчик был в полном восторге, улыбка не сходила с его лица.
Два года назад у Тимофея обнаружили опухоль головного мозга и долгое время он провёл в больнице. Ему сделали сложную операцию, после неё малышу пришлось заново учиться стоять, сидеть и даже глотать пищу. Чтобы полностью восстановиться мальчику необходима длительная реабилитация, которую родители оплатить не могут. На помощь им пришёл благотворительный фонд «Настенька». Он поддерживает семью на протяжении всего лечения Тимы. Благодаря чему сегодня ребёнок может самостоятельно есть, сидеть и ходить с опорой.
«Я вижу, как Тима меняется. Конечно, нам ещё многому нужно научиться. Но то, что мы уже приобрели — бесценно!», — говорит мама мальчика.
Благотворительный фонд «Настенька» 22 года помогает тяжелобольным детям и их родным — оплачивает лекарства, лечение и реабилитацию. За всё время работы фонда помощь получили более 6000 детей. Вы можете поддержать проект и его подопечных, таких, как Тима. Для этого переходите на сайт фонда «Настенька» и нажимайте кнопку «Помочь сейчас». О том, как ещё принять участие в добрых делах, вы можете узнать, связавшись с сотрудниками фонда: nastenka.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Кючук-Кайнарджийский мирный договор»
Вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о том, какие события привели к заключению Кючук-Кайнарджийского мирного договора, завершившего русско-турецкую войну конца 18 века — и что это значило для нашей страны.
Ведущий: Дмитрий Володихин