— Молодец, Андрей, что не забываешь старых институтских друзей, что к нам в Иркутск приехал. На концерт с тобой сходили, теперь вот в художественный музей выбрались. Как в юности! Помнишь, как мы на третьем курсе почти все подмосковные дворянские усадьбы объездили? Фотографировали на плёнку.
— Конечно, помню, Саша! Кузьминки, Кусково, Коломенское!
— У меня ведь фотографии до сих пор сохранились, недавно их пересматривал. Один снимок, кстати, вот на эту картину похож. Такая же песчаная дорожка вьётся вокруг цветника, особняк мерцает стёклами окон в глубине зарослей. Ну-ка, что здесь написано? Сергей Виноградов. «Сад». Интересно, где это? Наверняка тоже в окрестностях столицы.
— Нет, это Орловская область, усадьба Головинка. Она принадлежала в начале двадцатого века Всеволоду Мамонтову, сыну известного мецената.
— О, Савва Мамонтов был миллионером! Наверняка, поместье его наследника отличалось особой роскошью!
— А вот и нет! На склоне лет известный меценат разорился и не мог помогать своим детям материально. Сын его работал страховым агентом и вёл очень скромную жизнь.
— А как Мамонтов-старший потерял своё огромное состояние?
— Савву Ивановича обвинили в незаконных финансовых махинациях, пять месяцев он провёл в одиночной камере Таганской тюрьмы. Имущество мецената конфисковали и распродали на аукционе. Позже все обвинения с Мамонтова сняли, но он остался ни с чем.
— А Головинку успели переписать на сына?
— Головинка не имела отношения к Савве Ивановичу. Это имущество жены Всеволода, Елены Дмитриевны Свербеевой. Но всё-таки было в этом поместье нечто драгоценное, что унаследовала молодая чета от мецената.
— И что же это?
— Гостеприимство и радушие! Как Савва Иванович создал в своей усадьбе Абрамцево творческие условия для художников, так и Всеволод с Еленой привечали в Головинке талантливых живописцев. Это была благотворительность особого рода, она способствовала расцвету изобразительного искусства в России. После судебного скандала в 1899 году Мамонтов-старший уже не имел ни возможности, ни сил поддерживать таланты. А его наследники, хоть и были небогаты, продолжили семейную традицию.
— И Сергей Виноградов бывал в доме у Мамонтовых?
— Он приезжал в Головинку много лет подряд. Особняк абрикосового цвета, запечатлённый на картине «Сад» в 1810 году, узнаваем на многих полотнах художника. Именно здесь Виноградов обрёл свой неповторимый стиль, который назвали «усадебным».
— А что это за стиль? Чем он отличается от пейзажа?
— Особым настроением. Искусствовед начала двадцатого века Александр Трубников писал, что в русских усадьбах сконцентрировалась отечественная культура. Он сравнивал поместья с оранжереями, в которых, как цветы, раскрывались таланты — музыкальные, живописные, поэтические. А также особое дарование поддерживать других, привечать, утешать — вот как у Мамонтовых. И Сергей Виноградов в своих работах изображал не просто дома и деревья, он стремился передать сам дух заповедных уголков.
— Как у Пушкина — «там русский дух, там Русью пахнет». Судя по картине «Сад», дух этот радостный.
— Это правда! Виноградов, отправляясь на этюды в Головинке, так и говорил — «иду писать отрадное». И ласковые солнечные лучи на картине «Сад», и благоуханные белые пионы на клумбе, и сиреневые тени густых зарослей — всё это приметы светлых дней, насыщенных творчеством, добротой и любовью.
«Картину Сергея Виноградова „Сад“ можно увидеть в Иркутском областном художественном музее».
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











