Николай Ярошенко своей работой «Всюду жизнь» напоминает, что недопустимо отнимать человеческое достоинство у заключённых. Художник призывает относиться к ним с состраданием и любовью, видеть в каждом из них образ Божий.

— Настенька, у тебя все хорошо? Ты обычно радостью светишься, когда приходишь к нам в Третьяковскую галерею, а сегодня смотрю, грустишь.
— Нет, я не грущу и всё у меня в порядке. Просто задумалась. У вас бывает так, Маргарита Константиновна, что вы не можете понять, какие чувства у вас вызывает картина?
— Так бывает у всякого неравнодушного чуткого человека. А работа Николая Ярошенко «Всюду жизнь», перед которой ты стоишь, особенно сложна для восприятия.
— Мне она очень нравится. На ней хорошие люди нарисованы. И женщина в платке, и её маленький сын, и дедушка с бородой, и усатый дяденька кажутся такими добрыми. Мальчик кормит голубей из окна и все смотрят на него так ласково. Но почему окно с частой решеткой? Это что, тюрьма?
— Это арестантский вагон. Николай Ярошенко запечатлел, как осуждённых везут к месту заключения или ссылки.
— А ребеночек что, тоже арестованный?
— В царской России женщинам, осуждённым за некоторые преступления, позволялось оставлять детей при себе. В поселениях малыши жили вместе с матерями, а при тюрьмах для них открывали приюты.
— Но неужели мама этого мальчика на картине преступница?
— Художник не оставляет сомнений в этом. В таких вагонах с решётками перевозили только осуждённых.
— Но у неё такое светлое лицо. Напоминает икону.
— Когда Николай Ярошенко представил свое полотно публике в 1888 году, многим зрителям показалось, что изображение матери в тюремном вагоне похоже на иконописное. Да и другие осуждённые выглядят, как ты уже заметила, очень добрыми людьми. Критики пеняли художнику, что недопустимо так идеализировать преступников.
— И они, наверное, правы.
— Я так не думаю. Николай Ярошенко своей работой напоминает, что недопустимо отнимать человеческое достоинство у людей, которым суд вынес справедливый приговор. Он призвал относиться к заключённым с состраданием и любовью — так, как относился, к примеру, доктор Фёдор Гааз.
— А кто это — Фёдор Гааз?
— Тюремный врач, христианин и очень милосердный человек. Свою жизнь он посвятил служению обездоленным арестантам, стараясь облегчить их участь. Он обладал удивительным даром видеть в каждом оступившемся человеке образ Божий. Это умение Николай Ярошенко и сделал идеей своей картины. Недаром второе её название «Где Бог, там и любовь».
— «Где Бог, там и любовь»... Я не очень понимаю, как эти слова относятся к людям, нарисованным на картине Николая Ярошенко.
— Ну вот, посмотри на полотно — невинное дитя кормит голубей. Мать смотрит на него с нежностью. Эта сцена вызывает добрые улыбки у заключённых, их лица светлеют. Мы не знаем точно, какие преступления совершили эти люди, но видим, что они не утратили сердечного умиления. Их души не очерствели. Значит, Господь не оставил их, значит, они способны каяться, прощать и любить. Ведь где Бог — там и любовь.
— А если я испытываю тёплое чувство к героям картины «Всюду жизнь», то и со мной Господь?
— Без всякого сомнения. Но одного только чувства мало. Доброе движение сердца можно сравнить с призванием к любви. Но проявлять её нужно каждый день добрыми делами, как это делал доктор Гааз. Сегодня ты увидела в Третьяковской галерее картину Николая Ярошенко «Всюду жизнь» и разделила сострадание автора к заключенным. А завтра — поможешь какому-то обездоленному человеку. Это всё ступеньки лестницы, ведущей к Богу.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Ненависть к смерти. Ксения Хайсанова

Смерть. Бог её не создавал. Она противоестественна. Поэтому мы испытываем невыносимую боль, когда теряем близких.
Я познакомилась со смертью несколько лет назад, когда умер мой духовный отец. И поняла, что любовь, которую открыл нам Христос, в тысячу, нет в несчётное количество раз сильнее смерти.
В январе этого года не стало моей бабушки, моей любимой бабули, на которую я была так похожа. Мне говорили об этом с детства. А бабуля всегда улыбалась, когда кто-то из родственников говорил о нашем внешнем сходстве.
Бабушка любила меня невозможно сильно. Этой зимой её не стало.
Очередная пощечина от смерти, которая всё время ходит где-то рядом и забирает близких.
Поначалу казалось, что я не перенесу еще одну разлуку. Но постепенно сквозь тьму горя стал проникать луч света, надежды. И я словно вспомнила о том, что для меня самое дорогое в нашей вере. Пасха!
Христос уже победил смерть! Значит, смерть лишена власти над нами, и над теми, кого мы любим. Да мы разлучаемся с близкими, но Господь подарил нам обетование будущей встречи.
Главное — не забывать, что Воскресению Христову предшествовал Крест.
Сначала своей человеческой сущностью Господь умер. Спаситель истребил смерть, пройдя этот путь, от Креста до шеола, откуда вывел всех, кто так Его ждал. Христос победил смерть и открыл каждому из нас дверь в жизнь вечную.
И если я верю в Него, и в Жизнь, то смогу пережить все расставания.
Пройдя через множество разлук, буду знать, что это не навсегда. Получив множество пощечин от смерти, выстою, потому что Господь упразднил её Своей любовью к человечеству и каждому человеку. И пусть я очень и очень скучаю по своему духовному отцу, бабушке, дяде и многим другим, кто перешел черту вечности, но вслед за Иоанном Злотоустом, снова и снова повторю: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя Победа?». Потому что придет час, и мы снова будем вместе с любимыми. Ведь смерть временна, а Любовь — вечна.
Автор: Ксения Хайсанова
Все выпуски программы Частное мнение
21 июня. Об истории Ярославской Иконы Божией Матери

Сегодня 21 июня. Церковь чтит Ярославскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Образ Ярославской Пресвятой Богородицы был явлен во времена монголо-татарского ига на нашем благословенном севере, где просияла эта икона.
Эта икона относится к типу богородичных икон «Умиление», где младенец умилительно прижимается щекой ко щеке Пресвятой Девы, нежно прикасается к ней руками, и она поддерживает его руку. Этот образ явился утешением нашему народу в эти лютые годы ига монголо-татарского и освящал собой наши ярославские земли.
Сохранился до сих пор в Троице-Сергиевой лавре один из списков древнейших — 1500 года, а та самая икона была принесена Василием и Константином, благоверными князьями, в Ярославль, и в честь неё и поныне один из храмов освящённых почитается как древнейший и благодатный.
В Смутное время именно с молитвой перед этой иконой формировалось народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского, и впоследствии начало правления дома Романовых также связано с этой иконой, поскольку Ярославль стал первым градом, встретившим юного, тогда только что избранного на престол, князя Михаила Федоровича Романова.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О Суворовском музее в Санкт-Петербурге

Сегодня 21 июня. В этот день в 1901 году был торжественно заложен Суворовский музей в Санкт-Петербурге.
О нём рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Закладка музея произошла в 1901 году. Средства на строительство собирали в прямом смысле всем миром. И не только военнослужащие, но люди всех сословий, неравнодушные к подвигу великого русского полководца.
В 1914 году, ровно в день 170-летия Суворова, в присутствии императора Николая II торжественно состоялось открытие музея.
В советское время музей функционировал, но акцент был не столько на личности самого Суворова, сколько на отделе воспитания духа патриотизма в обществе. И только в 1991 году музею возвратили его историческое значение. Он снова стал именоваться Мемориальным музеем.
Сегодня музей осуществляет выставочную работу и издаёт научный сборник «Суворовские чтения».
Все выпуски программы Актуальная тема