— Маргарита Константиновна, добрый вечер! А я вас вспоминал!
— Здравствуйте, Владимир Николаевич!
— Помните, мы с вами беседовали о картине Александра Иванова «Явление Христа народу»?
— Да, увлекательный был разговор!
— Сразу после него я купил художественный альбом «Шедевры русской живописи». И обнаружил, что у Иванова есть ещё одна работа «Явление Христа...»! Только уже не множеству людей, а одной лишь Марии Магдалине! Этот альбом у меня с собой, сейчас найду репродукцию (листает страницы). Вот, взгляните, на тёмном фоне лишь две фигуры — Мария и Христос. Разъясните, пожалуйста, почему живописец особо выделил эту ученицу Иисуса? Почему он отдельно написал явление Христа всему народу, и отдельно — Марии Магдалине?
— Эти две картины, Владимир Николаевич, нельзя отождествлять по названию. «Явление Христа народу» — собирательный образ человечества перед лицом Бога. Художник представил в нём множество различных реакций на встречу с Мессией. А «Явление Христа Марии Магдалине» — иллюстрация конкретного евангельского фрагмента. Того, где Мария встречает Иисуса в ночь Воскресения. Помните, наверное?
— Смутно. Поможете освежить в памяти этот сюжет?
— С радостью! Евангелист Иоанн подробно его описывает. Мария после погребения Иисуса пришла к пещере, где Его похоронили, и обнаружила пустой гроб. Спаситель стоял здесь же, но женщина не узнала Его, приняла за садовника. В слезах она спрашивала, куда унесли Тело Учителя. И тут Христос позвал Марию по имени, и у неё точно пелена спала с глаз. Магдалина узнала Иисуса и всем своим существом устремилась к Нему. Этот миг и запечатлел Александр Иванов в своей картине.
— И как запечатлел! Герои на полотне буквально живые! Складки одежд показаны так, что, кажется, ветер сейчас пошевелит их. А сколько неподдельного волнения в глазах Магдалины, в её фигуре. Припав на одно колено, она протягивает к Иисусу руки — и сердце сжимается от сочувствия, глядя на неё.
— В сердце Марии произошёл настоящий взрыв чувств. Только что она была безутешна, и вдруг такая радость! Магдалина первой на земле узнала о том, что Христос воскрес! Изобразить её состояние было непросто, но Александр Иванов справился с задачей. Художественный критик девятнадцатого века Александр Бенуа говорил, что в картине «Явление Христа Марии Магдалине» автор раскрыл себя не просто как виртуозный художник, но и как сердцеведец.
— Интересно, а что означает жест Христа на картине? Он протягивает к Магдалине руку ладонью вперёд, как будто останавливает её порыв.
— Так и есть. Апостол Иоанн приводит слова Иисуса, обращённые к Марии: «Не прикасайся ко Мне, ибо я ещё не восшёл к Отцу Моему».
— Какая величественная тайна! Чтобы запечатлеть её в красках, нужна и юношеская дерзость, и мудрость зрелого человека. Интересно, в каком возрасте Иванов написал картину «Явление Христа Марии Магдалине»?
— Александр Андреевич закончил работу над полотном в 1835 году, ему исполнилось двадцать девять лет. Несмотря на молодость, за эту картину художник получил звание академика живописи.
— И я считаю — заслуженно! Хотя, чтобы уверенно это утверждать, хорошо бы увидеть полотно в подлиннике.
— Для этого придётся поехать в Санкт-Петербург. Картина Александра Иванова «Явление Христа Марии Магдалине» хранится в Русском музее.
— Что ж, я давно собирался в северную столицу. Свидание с шедевром — ещё один повод, чтобы туда отправиться!
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.