Картина «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина» посвящена ветхозаветному сюжету. Один из сыновей Иакова, Иосиф, был продан братьями в рабство. Что же произошло дальше? Раскаялись ли братья? Узнаем об этом из выпуска программы о картине Александра Иванова.

— Владимир Николаевич, рада приветствовать вас в Третьяковской галерее!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Как вы кстати! Я тут весь измучился, разгадывая смысл картины.
— Какое же полотно так вас озадачило?
— А вот, работа Александра Иванова. «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина». О ком вообще эта картина? Что за Иосиф с братьями?
— Своё полотно, написанное в 1833 году, Александр Иванов посвятил библейскому сюжету об Иосифе — сыне ветхозаветного патриарха Иакова. Иосифа продали в рабство в Египет его родные братья.
— Да, да, припоминаю! Я читал про Иакова и его сыновей в детской Библии, мы дочке её купили сто лет назад. Братья завидовали Иосифу, потому что отец особо к нему относился. Из зависти они и беды натворили. Я ещё тогда понять не мог, почему патриарх так выделял Иосифа среди других детей?
— Иосиф был кротким, послушным и ласковым. К тому же он — сын Рахили, любимой жены Иакова. Она умерла, рождая своего второго ребенка, Вениамина. Иаков тосковал по супруге и жалел сыновей, оставшихся без матери.
— Жалел, да не уберёг Иосифа.
— Зато его уберёг Бог. Юноша не пропал на чужбине. Дар прозорливости помог ему стать правой рукой фараона. На картине Александра Иванова мы видим Иосифа в дорогой египетской одежде. Он здесь богатый и влиятельный человек.
— А кто вот эти люди напротив Иосифа?
— Его братья. В голодный год они пришли в Египет, чтобы купить хлеба. Иосиф безвозмездно насыпал им полные мешки, не открыв своего имени.
— А из-за чего братья Иосифа так волнуются? Один схватился за голову, другой того гляди разорвёт на себе одежду. И что за мальчик рядом с ними?
— Мальчик — это Вениамин, второй сын Рахили. Иосиф, увидев любимого брата впервые после долгой разлуки, не захотел с ним расставаться. И пошёл на хитрость. Он тайком подложил Вениамину в дорожный мешок свою драгоценную чашу, а когда братья отправились домой, нагнал их и обвинил в краже. Сыновья Иакова возмутились и предложили их обыскать. Этого и хотел Иосиф. Он сказал — у кого в мешке окажется чаша, тот должен остаться рабом у меня в Египте.
— А-аа, вот теперь понятно, почему люди на картине рвут на себе волосы — не хотят мальчика в Египте оставлять. И что же они решили?
— Один из братьев вызвался остаться в плену вместо Вениамина. Он сказал, что отец не переживёт горя, потеряв второго любимого сына. Растроганный этим поступком, Иосиф заплакал и назвал свое имя.
— И как братья отреагировали? Небось, испугались, что Иосиф отомстит им за давнюю обиду?
— Братьям было и страшно, и стыдно. Но Иосиф их утешал: «Не печальтесь, ведь причинённое мне зло Бог обратил во благо!».
— Страдание во благо. Разве такое бывает?
— Не просто бывает, Владимир Николаевич. На этом мир держится. Ведь Иосиф — это прообраз Христа, который своими Крестными страданиями проложил человечеству путь в радостную Вечность, в Царство Небесное. Именно эта мысль и вдохновила Александра Иванова написать картину «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина».
— И как же мне повезло, что я увидел это полотно в Третьяковской галерее и выслушал ваш рассказ!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Лампадка. Алёна Боголюбова
Однажды во время уборки на даче я нашла старую лампадку с трещинкой, и мне вспомнились слова дедушки, который говорил, что они с бабушкой «родились в то время, когда сломанные вещи не выбрасывали, а пытались починить». Я понимала, что это аллегория, но никогда не задумывалась, что это про Любовь... про то, как её сохранить.
Лампадка была в запущенном состоянии. Потемневшее масло и подгоревший ладан покрыли стекло плотным слоем. Мне понадобился целый час, чтобы полностью очистить светильник. Но оно того стоило. Чаша стала прозрачной, а в самом стекле оказались золотые жилки, которые придавали лампадке изящный и утончённый вид. Я разглядывала её на просвет и заметила на дне старинную маркировку со знаком ять.
Мой муж нашёл в Сети похожую эмблему дореволюционной артели и предположил, что это изделие начала XX века... Затем последовала проверка лампадки на практичность — муж наполнил её маслом и убедился, что трещина не пропускает жидкость. Он запалил фитилёк, и несколько минут мы просто любовались тем, как свет от огонька бликует на золотых жилках.
Не знаю почему, но в тот момент я подумала о том, что мои дед с бабушкой прожили вместе 53 года. Им было очень непросто — война, нищета, голод, болезни, но трудности их только сближали. Бабушка говорила, что именно вера давала им силы поддерживать друг друга, разделять боль, вместе проходить все испытания. И дело тут не в совместимости, не в традиции и вообще не во внешних условиях. А в том, что они поставили Бога во главу угла, и Он стал источником их любви.
Вот так, старая лампадка превратилась в аллюзию на целую жизнь. Пламя — это любовь, а пригоревшее масло и трещинки — это скорби, которые посылаются нам для того, чтобы мы обратились к Тому, кто может восстановить, поврежденный грехами, светильник. От нас требуется только одно — не отворачиваться, а попросить: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».
Мне кажется... вернее не так — я надеюсь, что хоть чему-то научилась у дедушки и бабушки. Когда в наших отношениях с мужем появляются трещинки, мы даже не думаем отворачиваться, как и не сваливаем свои обиды друг на друга, не таим обиду и не жалуемся родителям, друзьям... мы несём всё это на исповедь, молимся, просим Бога помочь, простить, и очистить. И до сих пор Он всё «чинил» и «восстанавливал» — утешал, вразумлял, прощал и очищал. И кто знает, может быть поэтому, наша любовь жива?.. Может поэтому наша «лампадка» не угасает.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Как относиться к церковным бабушкам? Алёна Боголюбова
Как-то два моих родственника поспорили о том, нужно ли выполнять требования опытных прихожан, которые трудятся при храмах. Первый родственник настаивал на том, что их указания можно игнорировать, так как это не служители Церкви. Второй — наоборот подчёркивал, что они не могут действовать без благословения священников, а значит нужно их слушаться.
С одной стороны, мне понятна боль первого собеседника — у него был негативный опыт:
— Своими замечаниями церковные бабушки отбивают желание приходить в храм, — сетовал он, — меня застыдили на глазах у всех: не так руки держишь, не там стоишь, неправильно одет, хоть бы креститься научился прежде, чем идти сюда...
Но и у второго собеседника аргументация была железная:
— Эти бабули трудятся в церквях по много лет. Без них батюшкам было бы, ой как, тяжело. И плохого они не посоветуют.
А мне кажется, во всём должна быть золотая середина. Первого собеседника могу понять. Ему не повезло. Но бывает и иначе — в храме часто встречают приходящих людей с любовью. А второй собеседник, на мой взгляд, не учёл, что, если сотрудники в храме и действуют по благословению священника в базовых моментах, то в мелочах они опираются на свои соображения, исходя из своего внутреннего состояния.
Я сама неделю трудилась в храмовой службе монастыря на добровольных началах — во Славу Божию. По себе знаю, что взаимодействие с прихожанами — тяжелое испытание. С одной стороны, нужно следить за порядком, а с другой — люди разные... Многие просто не знают, как вести себя в храме, но к каждому необходимо проявлять любовь. Например, если человек по незнанию решил зажечь свечу от лампадки на иконостасе, нельзя шипеть на него, выговаривать и пытаться пристыдить. Достаточно просто сказать: «Извините, но Вам сюда нельзя». Я в таких случаях просто объясняла: «Возвышенность возле иконостаса называется солеёй, это особенное место в храме, куда мирянам заходить не благословляется. Это не претензия, просто имейте в виду на будущее». В 99-ти процентам людей из 100 таких слов при доброжелательной интонации достаточно, чтобы они больше не повторяли ошибки. А главное, что такие случаи не отбивали ни у кого желания снова приходить в храм.
По моему мнению, человеку, которого смутили замечания в храме, хорошо было бы, не вступая в споры, подойти к священнику того же храма и рассказать, что произошло. Так и сказать: «Батюшка, так и так, обидно и тяжело на душе». Это стало бы отличным началом для полезной духовной беседы. Мне кажется, священник сделает всё, чтобы удержать прихожанина от поспешных выводов, утешит человека, а сотрудникам объяснит, как правильнее в подобных ситуациях.
Постараюсь сделать для себя из дискуссии правильные выводы. Главное, чтобы в душе у самой был мир и любовь. Тогда и разногласия не потревожат сердце. Помоги нам, Господи!
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Духовно не богаты. Алёна Боголюбова
Несколько лет назад одна знакомая задала мне вопрос, на который я сразу не смогла ответить убедительно для нее.
Вопрос звучал так:
«Почему блаженны нищие духом? Я всю жизнь работала над собой, старалась стать духовно богатым человеком! Я много читала, изучала искусство, литературу, философию. Писала стихи и книги. И почему я сейчас должна все это обесценить и объявить себя нищей духом?».
Тогда я постаралась донести, что те знания и навыки, которые моя знакомая в себе культивировала — это, на мой взгляд, — душевное богатство, интеллектуальное развитие, но не духовное.
Ведь, как писал святитель Лука Войно-Ясеневский, человек трехсоставен. У него есть тело, душа и дух. И дух — это про общение с Богом. Интеллект и чувства — сфера души.
И вот, недавно я услышала метафору, которая, мне кажется, очень точно объяснила слова Христа о блаженстве нищих духом.
Человек подобен сосуду. В него может влиться благодать Божья. Но только если сосуд пуст.
Если мы признаем, что духовно пусты без Бога, Творцу есть куда войти.
А если наш духовный сосуд полон гордости, тщеславия, самости, Богу там места нет.
Так просто. Впрочем, чтобы и этот образ постичь, нужно смирение. Ведь так же сказано, что имеющий уши услышит. Тот, кто готов, тот, кто смирен. А гордым Господь противится...
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение











