Картина «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина» посвящена ветхозаветному сюжету. Один из сыновей Иакова, Иосиф, был продан братьями в рабство. Что же произошло дальше? Раскаялись ли братья? Узнаем об этом из выпуска программы о картине Александра Иванова.
— Владимир Николаевич, рада приветствовать вас в Третьяковской галерее!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Как вы кстати! Я тут весь измучился, разгадывая смысл картины.
— Какое же полотно так вас озадачило?
— А вот, работа Александра Иванова. «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина». О ком вообще эта картина? Что за Иосиф с братьями?
— Своё полотно, написанное в 1833 году, Александр Иванов посвятил библейскому сюжету об Иосифе — сыне ветхозаветного патриарха Иакова. Иосифа продали в рабство в Египет его родные братья.
— Да, да, припоминаю! Я читал про Иакова и его сыновей в детской Библии, мы дочке её купили сто лет назад. Братья завидовали Иосифу, потому что отец особо к нему относился. Из зависти они и беды натворили. Я ещё тогда понять не мог, почему патриарх так выделял Иосифа среди других детей?
— Иосиф был кротким, послушным и ласковым. К тому же он — сын Рахили, любимой жены Иакова. Она умерла, рождая своего второго ребенка, Вениамина. Иаков тосковал по супруге и жалел сыновей, оставшихся без матери.
— Жалел, да не уберёг Иосифа.
— Зато его уберёг Бог. Юноша не пропал на чужбине. Дар прозорливости помог ему стать правой рукой фараона. На картине Александра Иванова мы видим Иосифа в дорогой египетской одежде. Он здесь богатый и влиятельный человек.
— А кто вот эти люди напротив Иосифа?
— Его братья. В голодный год они пришли в Египет, чтобы купить хлеба. Иосиф безвозмездно насыпал им полные мешки, не открыв своего имени.
— А из-за чего братья Иосифа так волнуются? Один схватился за голову, другой того гляди разорвёт на себе одежду. И что за мальчик рядом с ними?
— Мальчик — это Вениамин, второй сын Рахили. Иосиф, увидев любимого брата впервые после долгой разлуки, не захотел с ним расставаться. И пошёл на хитрость. Он тайком подложил Вениамину в дорожный мешок свою драгоценную чашу, а когда братья отправились домой, нагнал их и обвинил в краже. Сыновья Иакова возмутились и предложили их обыскать. Этого и хотел Иосиф. Он сказал — у кого в мешке окажется чаша, тот должен остаться рабом у меня в Египте.
— А-аа, вот теперь понятно, почему люди на картине рвут на себе волосы — не хотят мальчика в Египте оставлять. И что же они решили?
— Один из братьев вызвался остаться в плену вместо Вениамина. Он сказал, что отец не переживёт горя, потеряв второго любимого сына. Растроганный этим поступком, Иосиф заплакал и назвал свое имя.
— И как братья отреагировали? Небось, испугались, что Иосиф отомстит им за давнюю обиду?
— Братьям было и страшно, и стыдно. Но Иосиф их утешал: «Не печальтесь, ведь причинённое мне зло Бог обратил во благо!».
— Страдание во благо. Разве такое бывает?
— Не просто бывает, Владимир Николаевич. На этом мир держится. Ведь Иосиф — это прообраз Христа, который своими Крестными страданиями проложил человечеству путь в радостную Вечность, в Царство Небесное. Именно эта мысль и вдохновила Александра Иванова написать картину «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина».
— И как же мне повезло, что я увидел это полотно в Третьяковской галерее и выслушал ваш рассказ!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.