— А вот, Паша, ещё одно сокровище Мордовского музея изобразительных искусств — картина Федота Сычкова «Христославы». Когда я жил в детстве у бабушки в деревне, мы вот так же на Рождество по дворам ходили, пели колядки, и нас угощали конфетами.
— Дядя Андрей, но здесь же нищие дети нарисованы, одетые в какие-то ветхие кафтаны, обутые в лапти. Я понимаю, им есть было нечего. А ты почему милостыню собирал?
— Павел, собирать милостыню и колядовать — вовсе не одно и то же! Мы славили Христа — и это было необычайно радостно! Тогда, в семидесятых годах двадцатого века, богослужения в храмах не совершались. Но в деревнях люди хранили веру в Бога, берегли старые обычаи и детей к ним приобщали. И мы, ребятишки, с удовольствием стучались к соседям, чтобы спеть: «Радуйся, ой, радуйся — Сын Божий народился!». Для меня, маленького, это таинственное действо было слаще угощения.
— Для тебя может быть. А крестьянские дети на полотне Федота Сычкова явно не против получить что-нибудь вкусное в награду за пение.
— Конечно, не против! Картину «Христославы» художник написал в 1910 году. В деревнях в то время жили несладко. В избах на столах точно не стояли вазочки с конфетами. Даже сахар считался у крестьян роскошью.
— А какое угощение ждёт ребят на картине Сычкова, как думаешь?
— Дом, куда они вошли — не самый бедный. Так что, возможно, здесь ребятишкам достанется не только по куску хлеба, но и по горсточке сушёных ягод и фруктов — вишни, малины, яблок.
— А как ты определил, что дом не бедный?
— А видишь, телёнок стоит в углу? Семья, которая держала коров, считалась зажиточной.
— Да, я обратил внимание, спросить тебя хотел — почему вдруг телёнок в доме?
— Потому что на улице Рождественские морозы, в зимнюю стужу в хлеву такой малыш не выживет. Новорождённых животных брали в отапливаемую часть избы, поближе к печке.
— Да, внутри, видать, тепло — вон, дети шапки поснимали.
— Это не из-за от жары, Паша. В дом на Руси всегда входили с молитвой, и потому обнажали головы.
— Как в храме?
— Конечно, ведь дом был продолжением храма, малой церковью. В каждой избе в красном, то есть красивом, углу размещался небольшой иконостас с образами Иисуса Христа, Богородицы, любимых святых.
— Дядя Андрей, а я читал, что колядование — это языческая традиция.
— До принятия христианства на Руси колядками называли особые сезонные песни, связанные с культом плодородия. Ими сопровождался жуткий обряд. Его участники надевали вывернутую наизнанку одежду и страшные маски — личины, издавали звуки, подражая животным.
— Как в фильме «Арап Петра Великого»? Там герой Владимира Высоцкого на Святках натерпелся от ряженых гостей.
— Точно! Такие развлечения сохранялись и в начале двадцатого века, хотя Церковь их осуждала. От ряженых можно было ожидать любого бесчинства, их опасались. А христианские народные праздничные песни исполнялись благоговейно.
— Но их тоже называли колядками?
— Да, название распространилось на рождественские славословия. Но те, кто ходил по домам с молитвой, обычно подчеркивали своё отличие от ряженых и называли себя христославами. Их ждали в гости и принимали с радостью. Вот и Федот Сычков назвал свою картину «Христославы». Изображённые на ней дети поют о Богомладенце, рождённом в тесном хлеву. И в своей нищете и чистоте становятся Ему причастными!
«Картину Федота Сычкова „Христославы“ можно увидеть в Мордовском музее изобразительных искусств».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 92 зач., VI, 11-17.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Как известно, во время крещения священник погружает крещаемого в воду, и делается это вовсе не с целью ритуального омовения от грехов. Вода во время крещения символизирует землю, из которой человек был сотворён, и в которую человек возвращается после своей кончины. Но какая связь между землёй и водой? Ответ очень простой: вода, по мнению наших предшественников, наиболее близкая к земле стихия, потому-то она и выбрана в качестве символа. Погружение в воду крещения символизирует смерть, а выход из воды — воскресение из мёртвых. У крещения есть и свои следствия, о которых, к сожалению, мы часто забываем, но, к счастью, Церковь не оставляет нас своей заботой и непрестанно напоминает нам о том, как должен думать, чувствовать и жить крещёный человек. Делает Церковь это и сегодня, предлагая во время литургии нашему вниманию отрывок из 6-й главы Послания апостола Павла к Римлянам. Давайте его послушаем.
Глава 6.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
Логика только что прозвучавшего отрывка Послания к Римлянам очень проста: если мы крещены, то есть если мы в крещении умерли и воскресли, то мы должны думать о себе совершенно особенным образом — как умершие для греха. С чем можно сравнить такое самоощущение? Ну, пожалуй, в качестве примера можно привести мысли взрослого человека при виде детской песочницы или же детской карусели: тот, у кого есть дети, подумает о них, тот, у кого детей нет, и вовсе не заметит ни первого, ни второго, но никакому психически здоровому взрослому человеку не придёт в голову взять совочек и самозабвенно начать строить песчаные замки, сливаясь в своём порыве с компанией четырёхлеток. Подобное можно сказать и про детские карусели. Идея апостола Павла состоит в том, чтобы таким же образом мы относились ко греху: он — не наша стихия, он был, но теперь в прошлом, и он не может быть привлекательным для христиан, ведь мы для него мертвы точно так же, как взрослый человек мёртв для детской песочницы.
Апостол Павел прекрасно понимал, что крещение не лишает нас свободы воли, чувств, мыслей и желаний, а потому здесь же апостол дал рекомендации относительно того, каким образом восполнить ту пустоту, которая образуется при отказе от греха. Всё очень просто: умерев для греха, необходимо поработить себя праведности. Продолжая начатую ранее аналогию, можно сказать, что речь здесь идёт о той взрослой жизни, в которой мы делаем то, что должны делать. О жизни, в которой мы не задаём себе вопрос, хотим ли мы идти сегодня на работу и хотим ли заниматься своими детьми, взрослые просто делают это, ну а возникающие время от времени вопросы, сомнения и недоумения мы научились попросту игнорировать.
Апостол Павел призывает нас быть взрослыми в высшем смысле — в смысле нашего отношения к Богу и к своей вечной участи. Дай Бог, чтобы слова святого апостола были нами услышаны и поняты!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Чудеса и знамения». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из главы «О чудесах и знамениях» книги святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетическая проповедь», посвященные значению чудес и знамений в жизни христианина.
Разговор шел о том, почему мы зачастую ищем чудес и знамений для подтверждения нашей веры, в чем опасность такого подхода к духовной жизни, а также как отличить совершенное Богом чудо от тех, которые могут совершаться магами и остальными далекими от веры людьми, и в чем особенность тех чудес, которые совершал во время Своей земной жизни Спаситель.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Восстановительное лечение для Марины из Приморского края

15-летняя Марина Майорова из Приморского края несколько лет борется с последствиями тяжёлой болезни — опухоли головного мозга. После длительного лечения и операции организм девушки сильно ослаб. Сегодня она передвигается на инвалидной коляске. Однако Марина не теряет пульс жизни. Попав в больницу, она не забросила учёбу и самостоятельно продолжала изучать школьную программу. А в свободное от занятий и процедур время вязала себе одежду, игрушки и брелоки из пряжи, которые потом дарила врачам и детям.
Сейчас Марина дома. Недавно девушка успешно сдала экзамены и перешла в 10-й класс. Её увлекают технические науки и 3D-моделирование. Она сама разрабатывает проект железной дороги. Ещё Марина по-прежнему вяжет и пробует готовить простые блюда.
Конечно, в полном смысле быть активной девушка всё ещё не может. Но Марина очень хочет скорее вернуться к привычной жизни подростка, и для этого ей необходима длительная реабилитация.
Собрать средства на курс восстановительного лечения семье Майоровых, проживающей на Дальнем Востоке, помогает благотворительный фонд «Кораблик». Поддержать семью можете и вы. И тем самым подарить Марине возможность снова ходить, полноценно учиться и строить будущее. Ссылка на сбор фонда «Кораблик» опубликована на сайте Радио ВЕРА.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов