— Дорогой, обрати внимание, какой уютный интерьер на картине Сергея Виноградова «В доме»! Как мне нравятся эти обои в вертикальную полоску! А мебель какая — прелесть! Двустворчатый шкаф со стеклянными дверцами, кресло в стиле ампир, венские стулья. Давай так же оформим дом!
— Леночка, ты даже здесь, в Калужском музее изобразительных искусств, умудрилась найти идею для ремонта. Но должен признать, мне она нравится. Картина написана в 1910 году, а интерьер выглядит актуально. И посмотри, в гостиной на картине, как у нас в столовой, висит репродукция итальянского шедевра. Как же он называется-то, из головы вылетело... Ты не помнишь?
— Помню, конечно! Сейчас... Мадонна, мадонна...
— Сикстинская. «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти. Извините, что вмешался в разговор.
— Что вы, какие извинения, спасибо большое, что подсказали! Так мучительно, когда хочешь что-то вспомнить и не получается.
— А мне так приятно, что хозяева дома, который изобразил Виноградов, выбрали для украшения гостиной ту же работу Рафаэля, что и мы! Вы не знаете, что они были за люди?
— Знаю. На картине мы видим старинную дворянскую усадьбу Головинка в Орловской губернии. В конце девятнадцатого века поместье досталось в наследство Елене Свербеевой, в замужестве Мамонтовой. Вот она на полотне Сергея Виноградова. Художник изобразил Елену Дмитриевну сидящей за столом рядом с дочерью Софьей.
— Какая благородная осанка у хозяйки усадьбы!
— Да, в благородстве этой женщине не откажешь! И проявлялось оно не только во внешнем облике. Меценатка, любящая и ценящая живопись, обустроила в Головинке творческую дачу для художников. Здесь было создано немало шедевров.
— И всё-таки на самом видном месте Елена Дмитриевна повесила работу Рафаэля, а не кого-нибудь из своих соотечественников и современников.
— Усадьба была богата картинами русских художников. Просто Сергей Виноградов выбрал такой ракурс для своей работы, чтобы зрители видели — в гостиной у Мамонтовых висит «Сикстинская Мадонна». Картина итальянского живописца считалась в России своеобразным эталоном красоты и чистоты. Художник хотел подчеркнуть, что хозяева Головинки ценят по-настоящему прекрасное.
— И ему это удалось! Прекрасное окружает маму с дочкой, сидящих за столом, накрытым белоснежной скатертью. Их дом залит солнечным светом, он полон предметов искусства. А ведь, наверное, это счастье продлилось недолго. Я боюсь предположить, что произошло с Еленой Дмитриевной Мамонтовой и ее дочерью Софьей после социалистической революции.
— Да, им досталось после переворота 1917 года. Мамонтовы покинули Головинку, когда революционеры стали грабить и жечь соседние имения. Жили в Туле. В 1923 году Софья вышла замуж за переводчика Олега Волкова. Спустя пять лет Олега Васильевича арестовали, и для него потекли десятилетия тюрем и лагерей. На семью легла печать «врагов народа». Софью Всеволодовну выселили из Москвы, она лишилась возможности устроиться на работу. Затем на пять лет осудили и её саму. Супруги виделись урывками между арестами. Двоих детей, рождённых в этом браке, растила бабушка, Елена Дмитриевна. Чтобы прокормить внуков, вчерашняя помещица и меценатка нанималась домработницей.
— Вот ведь как жизнь перевернулась у людей! Интересно, смогли они в жёстких условиях сохранить чистоту души?
— На ваш вопрос ответил Дмитрий Сергеевич Лихачёв, лично знакомый с Мамонтовыми. Академик сказал, что через тюрьмы и несчастья эти женщины пронесли солнечный свет своих сердец.
— Этим светом полна и картина Сергея Виноградова «В доме». Художник запечатлел главное богатство Мамонтовых, которое не смогли у них отнять.
«Картину Сергея Виноградова „В доме“ можно увидеть в Калужском музее изобразительных искусств».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.