— Простите, пожалуйста! Я, кажется, на ногу вам наступил?
— Ничего страшного, не беспокойтесь. Я только переживал, что вы упадете — вы пятились. Ловили удачное расстояние, чтобы картину получше рассмотреть?
— Какую картину? Ах, картину. Нет, я не очень люблю живопись.
— Жаль! Здесь, в Омском художественном музее замечательная коллекция. Да и что здесь делать, если не любишь изобразительное искусство?
— Это личное. Впрочем, я вам скажу. Вы только стойте вот также, не оборачивайтесь. Вон там, в соседнем зале — девушка, которая мне очень нравится. Она учится в моем колледже, в параллельной группе. Я давно собираюсь поговорить с ней, но не решаюсь. Стесняюсь. Узнал, что она сегодня в музей идет, думал — здесь наконец-то всё скажу. А она с мамой пришла. Неловкая ситуация. Понимаете?
— Конечно, понимаю! Тем более, что подобная история запечатлена на полотне, которое вы отказываетесь замечать.
— Правда? Это на каком же?
— А вот — «Возвращение из церкви». Картину написал в 1911 году художник Константин Вещилов.
— Пейзаж мне нравится. Ранняя весна — снег пожелтел, дороги размыло, река вскрылась. Вроде грязь кругом, а всё равно красиво. Белокаменный храм с зелёными куполами на заднем плане. Из него выходят какие-то люди в старинных одеждах. Но где же здесь история? Ну, как у меня со Светой. Девушку Светой зовут. А меня Мишей.
— Очень приятно, я Андрей Борисович. А история очевидна, посмотрите внимательней. Молодая боярышня в ярко-красном сарафане и кокошнике, расшитом золотом, возвращается с матерью из церкви. А поодаль, видите? — юноша. Он заметил красавицу в храме и теперь идёт за дамами, но делает вид, что оказался рядом с ними случайно.
— Ой, а ведь правда! И девушка заметила, что он на неё глядит. Она украдкой оглядывается. Этот парень тоже, что ли, стесняется? Как я?
— Нет, у него другие проблемы. Судя по одежде героев, Константин Вещилов изобразил шестнадцатый век. И в то время было немыслимым, чтобы юноша и девушка знакомились на улице, завязывали отношения. О свадьбе договаривались через родителей. Но герой картины, как мы видим, настроен решительно. Сдаётся мне, что он вскоре уговорит отца прислать в дом девушки сватов.
— И как вы думаете, Андрей Борисович, есть у него шанс?
— Думаю, да. Пожениться в те времена могли люди строго одного сословия. А пара на картине — явно ровня друг другу. И девушка, как мы уже отметили, одета богато, и на юноше, взгляните — парчовый кафтан нараспашку, белая рубаха с алым кушаком, красные сафьяновые сапоги. Явно оба персонажа картины — из боярских семей. Так что, полагаю, родители благословят их на венчание.
— Но всё-таки хорошо, что в двадцать первом веке можно напрямую девушке сказать про любовь.
— Конечно, хорошо. Любовь, Миша, похожа на диковинный цветок, который нужно вырастить и уберечь, не сломать. И во все времена это было непросто. Константин Вещилов в своей картине «Возвращение из церкви» показал зарождающиеся отношения между юношей и девушкой в шестнадцатом столетии — и мы, люди двадцать первого века, искренне сопереживаем героям.
— А меня персонаж картины вдохновил на решительные действия! Вот прямо сейчас пойду и поговорю со Светой!
«Картину Константина Вещилова „Возвращение из церкви“ можно увидеть в Омском областном музее изобразительных искусств имени Михаила Врубеля».
Псалом 7. Богослужебные чтения
Существуют вещи, изменить которые мы не в состоянии, но много зависит от того, как мы на них реагируем. Впадаем ли мы в отчаяние и опускаем руки. Или же с надеждой на Бога продолжаем делать то, что находится в нашей сфере нашей ответственности. О необходимости всегда иметь надежду на Господа повествует псалом 7-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 7.
1 Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова.
2 Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;
3 да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего и спасающего.
4 Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих,
5 если я платил злом тому, кто был со мною в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом,
6 то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.
7 Восстань, Господи, во гневе Твоём; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал,
8 сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.
9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне.
10 Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!
11 Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.
12 Бог — судия праведный, крепкий и долготерпеливый, и Бог, всякий день строго взыскивающий,
13 если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его,
14 приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.
15 Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;
16 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:
17 злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя.
18 Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.
Псалом 7-й был написан царём и пророком Давидом в непростые для него времена. Святой оказался в условиях лютых гонений, которые устроили его враги, желавшие лишить царя жизни. На этом сходятся все исследователи, не находящие, при этом, согласия в том, когда именно и при каких обстоятельствах на Давида свалились эти тяжкие испытания. Причиной дискуссии стало надписание, то есть аннотация псалма, в котором упоминается некий Хусий из колена Вениаминова. Библеисты спорят, кто это такой. Одним кажется, что речь идёт о друге Давида, который царя предал и переметнулся на сторону неприятелей. Другие же полагают, что под именем Хусия скрывается безумный правитель Саул, лишённый Богом за грехи права царствовать над Израилем. На смену Саулу и был поставлен Давид, с чем первый не смирился.
Существует и третья версия, что Хусием царь называет Семея из рода Саула, который во времена скитаний Давида по причине восстания его (Давида) сына Авессалома, вышел ему навстречу и злословил его, называя беззаконником и убийцей. Так он мстил Давиду за Саула.
Вне зависимости от исторических деталей, положение, в котором находился Давид, представлялось крайне тяжёлым. Царь ощущал себя предельно одиноким, беспомощным. Но он всё же изо всех сил держался за надежду на Господа. Он, например, пишет: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня». Давид понимает, что может рассчитывать на помощь Бога только в том случае, если ни в чём не преступал заповедей, если совесть его чиста. Вот почему в псалме мы встречаем такие слова: Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире ... пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах«.
Давид верит и надеется, что ни в чём против правды Божией не шёл. А потому он готов прийти на суд Господень. Совесть царя подсказывала ему, что истина на его стороне. А наступившее время испытаний представляет собой проверку крепости веры. Вот почему Давид пишет: «Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне. Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!»
И Давид надеется, что Господь его не оставит. Царь не желает мстить своим обидчикам, не испытывает к ним злобы. Но он просит Бога, чтобы ненавистники сами познали плоды своих дел, почувствовали, что значит быть объектом для коварства и злобы. Потому царь и пишет: «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя».
И Давид, предчувствуя окончание испытаний, благодарит Бога — «Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего». Он верит и чувствует, что Господь не посрамит надежду и поможет тому, кто Ему останется верен до конца. Так и произошло. Радость и мир вернулись в жизнь Давида, а его крепость в вере стала примером для многих поколений христиан.
«О зависти». Протоиерей Андрей Рахновский
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе с протоиереем Андреем Рахновским читали и обсуждали фрагменты из первого тома «Творений» святителя Василия Великого, посвященные зависти: в чем причина этого духовного недуга, почему именно эту страсть сложнее всего в себе обнаружить, о чем стоит помнить при общении с завистливым человеком, а также что может помочь в преодолении зависти.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Накормим тех, кто попал в беду
Фонд «Банк еды «Русь» много лет помогает людям по всей России самым необходимым — едой. В преддверии Нового года и Рождества фонд запустил акцию «Положите подарок под благотворительную ёлочку». Её цель — собрать как можно больше средств, чтобы обеспечить запасом продуктов тех, кто в этом нуждается: одиноких пенсионеров, многодетные семьи и родителей особенных детей.
Среди тех, кому нужна помощь оказался Иван Николаевич и его близкие. В 60 лет мужчина остался один с двумя несовершеннолетними детьми. В дружную жизнь семьи вмешалось несчастье — супруги и мамы, Натальи, не стало. Теперь Иван Николаевич растит двоих сыновей самостоятельно. У одного из них — инвалидность: он не слышит, не говорит, плохо видит и с трудом передвигается. Родные для него — опора во всех смыслах.
Иван Николаевич берётся за любую подработку, чтобы мальчишки были сыты и одеты. Но порой его усилий не хватает, чтобы закрывать все потребности семьи. В такие моменты банк еды «Русь» всегда оказывается рядом. Продуктовые наборы делают жизнь отца и его сыновей заметно легче. Заработанные деньги Иван Николаевич может вкладывать в лечение старшего сына и распределять на другие нужды семьи.
Примите участие в акции «Положите подарок под благотворительную ёлочку», так вы поможете банку еды «Русь» обеспечивать продуктами всех, кому они необходимы. Оставить любой посильный перевод можно на официальном сайте фонда.
Когда человек уверен, что он сможет накормить себя и близких, у него появляются силы жить!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











