
Апостол Павел. Мозаика
2 Сол., 274 зач., I, 1-10.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,
4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами
5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Когда апостолы шли по дорогам Римской империи, они не просто проповедовали, но благовествовали, то есть сообщали людям благую весть. Содержание их проповеди, при всей кажущейся сложности, заключалось в простой идее: Мир не безразличен Творцу. Он стал человеком и избавил людей от власти смерти, открыв им возможность новой жизни. Однако благовестие, с которым апостолы обращались к людям было так же и предупреждением. Ведь они, по сути, не просто сообщали какую-то отвлеченную идею, но раскрывали перед слушателями природу всех вещей, говорили не о том, что думают о мире люди, но о том, что думает о мире Бог.
И как любые законы, законы духовного мира с одной стороны открывали перспективы, с другой показывали границы, заходить за которые нельзя.
Если люди совершают то, что соответствует замыслу Божиему о мире — они чувствуют, что Он поддерживает их во всех делах. Примером здесь может быть и сам апостол и те, к кому он обращается. Так, хотя Павел вполне может считаться основателем Фесалоникийской общины, сам он полагает справедливым благодарить за них Бога. Позже, во втором послании к Коринфянам, он будет призывать своих учеников: помнить, что сокровище, которое, которое мы имеем, должно ощущаться как Божье, а не наше. И эта мысль апостола действительно очень важна. Мы можем общаться по самым разным поводам, но родство душ и взаимопонимание всегда ощущается как дар, причем не только дар людей друг другу, но и дар Божий.
Однако, ученики живут среди тех, кто смотрит на мир иначе. И чем больше они возрастают в вере и любви друг ко другу, тем страшнее и абсурднее выглядят гонения, которые они вынуждены терпеть за верность Христу и несогласие поклоняться идолам. Сегодня гонения за такие вещи могут показаться странными. Мы привыкли, что официально, с точки зрения закона наказания предназначаются тем, кто нарушает нормы общественной жизни, кто идет против добрых человеческих отношений. Но на деле и в нашей жизни человек выступающий против общественных идолов и стремящийся жить по правде Божией, часто оказывается гоним.
Что же остается ученикам? Унывать? Отрекаться от своих убеждений? Нет. Им остается быть верными несмотря ни на что. Законы мира сотворил Бог. Люди могут фантазировать сколько угодно, но Он ведет мир к своей цели и в конце истории всем человеческим делам будет подведен итог. Люди, которые в жизни шли против правды, которые сознательно оскорбляли праведников и не покорялись Богу, переживут встречу с Ним, и она будет для них погибельной. Но, что же это значит для нас сегодня, если мы считаем себя учениками Христа? Должны ли мы со злорадством смотреть на мир, который полон неправды и ждать справедливого мщения? Ученики апостола поступили иначе. Они жили так, что языческая империя стала христианской. Это и есть ответ на вопрос о том, как жить нам сегодня.
Псалом 79. Богослужебные чтения

Скажите честно: вы когда-нибудь, проходя где-то мимо частных домов, срывали висящие из-за чужого забора ягоды или плоды? Признаюсь, и я порой от этого соблазна не мог удержаться! 79-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, одним из центральных образов имеет именно проблему разросшейся и вышедшей далеко за пределы ограды виноградной лозы. Давайте послушаем.
Псалом 79.
1 Начальнику хора.
На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа.
2 Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя.
3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.
4 Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
5 Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?
6 Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере,
7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.
8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
9 Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее;
10 очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю.
11 Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии;
12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
13 Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути?
14 Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее.
15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;
16 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.
17 Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут.
18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,
19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.
20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
О чем псалмопевец плачется Богу — причём каждая из трёх частей псалма этот плач усиливает всё больше? Образ виноградной лозы — это образ еврейского народа, который Бог «насадил» в чужой земле, изгнав оттуда прежних жителей, — земле благодатной и плодородной, и не только насадил, но и тщательно и бережно вырастил так, что народ заполнил очень большое пространство. Казалось бы, остаётся только радоваться — но вот, неожиданно с разных сторон надвигаются напасти: народ становится добычей для соседей, которые немилосердно «обрывают» его, словно вывалившуюся из-за забора сочную виноградную ветвь, а с другой стороны наседают могущественные враги, словно дикий кабан, своим рылом подкапывающий и уничтожающий корни лозы.
Автор псалма выражает общее недоумение народа: Боже, что происходит? Зачем Ты допускаешь поругание плода Твоих же рук? Ведь Ты, Ты сам нас сюда привёл, Ты нас возрастил, Ты оберегал — и вдруг всё рассыпается!..
Чтобы найти ответ на эти вопросы, нам надо вернуться к изначальному образу свисающего за пределы территории винограда. Это произошло потому, что ограда, отделявшая частную территорию от общего пространства, сгнила и развалилась. Когда падает забор, снимаются определённые внутренние защиты, и человек уже может себе позволить переступить через границу — а что, тут, похоже, никто не живёт — или не следит за хорошим состоянием хозяйства! Значит, забор для этого псалма — своего рода «ключ» к его пониманию: пока забор крепок — и к плодам никто не притронется, и дикий зверь не подойдёт!
Что же это за столь важный «забор»? Для иудейского мышления ответ очевиден: «забор» — это Закон Божий, заповеди, данные Богом Моисею как условия сохранения завета между Богом и еврейским народом. Пока эти заповеди исполняют, пока в головах людей они — чёткая грань между нормальным и абсолютно недопустимым — всё в порядке. Но как только отношение к этой «грани» становится поверхностным, как только размываются границы — жди беды!
Вот к чему и призывает сегодняшний псалом: помнить о том, что пока внутри нас есть ясные и понятные для нас самих принципы — «внутренние границы» — и Бог нас охраняет и бережёт!
Псалом 79. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 79. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 79. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа.
2 Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя.
3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.
4 Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
5 Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?
6 Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере,
7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.
8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
9 Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее;
10 очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю.
11 Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии;
12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
13 Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути?
14 Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее.
15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;
16 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.
17 Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут.
18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,
19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.
20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
Возможность развиваться и общаться для детей с тяжёлыми нарушениями

Эрик пришёл в московский Елизаветинский детский сад с большим багажом трудностей. Он плохо двигается и сам почти ничего не слышит, его выручают слуховые аппараты. Поначалу Эрику было некомфортно в новой обстановке, он нервничал, не хотел ни с кем общаться и отказывался от еды. Но в Елизаветинском саду, где помогают особенным детям, знают, что ко всем нужно относиться с любовью, терпением и пониманием. В этот детский сад приводят ребят с тяжёлыми двигательными и другими нарушениями. С каждым занимаются разные специалисты, и отталкиваясь от возможностей ребёнка, учат его важному: ладить с другими, выражать эмоции и желания, самостоятельно есть и не только. К Эрику тоже нашли подход. Подобрали правильный темп занятий и определили вектор развития — через книги и визуальные пособия.
Теперь он с радостью приезжает в сад, у него появились друзья и любимое занятие — изучать книги. Он с удовольствием пролистывает страницы, вглядывается в текст и рассматривает картинки.
Пример Эрика — это доказательство того, что даже в самых сложных обстоятельствах можно найти подход к ребёнку и помочь ему совершить успехи в развитии.
За каждым достижением подопечных Елизаветинского детского сада стоит ежедневный труд сотрудников: воспитателей, музыкального педагога, специалиста по социальной адаптации, дефектолога и других.
Поддержите проект и его команду, сделав любой благотворительный взнос на сайте Елизаветинского сада. И пусть дети с тяжёлыми нарушениями обретают возможность развиваться и общаться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов