
Апостол Павел. Мозаика
2 Сол., 274 зач., I, 1-10.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,
4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами
5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Когда апостолы шли по дорогам Римской империи, они не просто проповедовали, но благовествовали, то есть сообщали людям благую весть. Содержание их проповеди, при всей кажущейся сложности, заключалось в простой идее: Мир не безразличен Творцу. Он стал человеком и избавил людей от власти смерти, открыв им возможность новой жизни. Однако благовестие, с которым апостолы обращались к людям было так же и предупреждением. Ведь они, по сути, не просто сообщали какую-то отвлеченную идею, но раскрывали перед слушателями природу всех вещей, говорили не о том, что думают о мире люди, но о том, что думает о мире Бог.
И как любые законы, законы духовного мира с одной стороны открывали перспективы, с другой показывали границы, заходить за которые нельзя.
Если люди совершают то, что соответствует замыслу Божиему о мире — они чувствуют, что Он поддерживает их во всех делах. Примером здесь может быть и сам апостол и те, к кому он обращается. Так, хотя Павел вполне может считаться основателем Фесалоникийской общины, сам он полагает справедливым благодарить за них Бога. Позже, во втором послании к Коринфянам, он будет призывать своих учеников: помнить, что сокровище, которое, которое мы имеем, должно ощущаться как Божье, а не наше. И эта мысль апостола действительно очень важна. Мы можем общаться по самым разным поводам, но родство душ и взаимопонимание всегда ощущается как дар, причем не только дар людей друг другу, но и дар Божий.
Однако, ученики живут среди тех, кто смотрит на мир иначе. И чем больше они возрастают в вере и любви друг ко другу, тем страшнее и абсурднее выглядят гонения, которые они вынуждены терпеть за верность Христу и несогласие поклоняться идолам. Сегодня гонения за такие вещи могут показаться странными. Мы привыкли, что официально, с точки зрения закона наказания предназначаются тем, кто нарушает нормы общественной жизни, кто идет против добрых человеческих отношений. Но на деле и в нашей жизни человек выступающий против общественных идолов и стремящийся жить по правде Божией, часто оказывается гоним.
Что же остается ученикам? Унывать? Отрекаться от своих убеждений? Нет. Им остается быть верными несмотря ни на что. Законы мира сотворил Бог. Люди могут фантазировать сколько угодно, но Он ведет мир к своей цели и в конце истории всем человеческим делам будет подведен итог. Люди, которые в жизни шли против правды, которые сознательно оскорбляли праведников и не покорялись Богу, переживут встречу с Ним, и она будет для них погибельной. Но, что же это значит для нас сегодня, если мы считаем себя учениками Христа? Должны ли мы со злорадством смотреть на мир, который полон неправды и ждать справедливого мщения? Ученики апостола поступили иначе. Они жили так, что языческая империя стала христианской. Это и есть ответ на вопрос о том, как жить нам сегодня.
Псалом 126. На струнах Псалтири
1 Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.
2 Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.
3 Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева.
4 Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
5 Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.
10 декабря. О добрых делах

В 5-йглаве 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Добрые дела Явны; а если и не таковы, скрыться не могут».
О мотивации доброделания — протоиерей Максим Первозванский.
Господь нам однозначно говорит, что мы должны наши добрые дела делать не на показ. Мы должны это делать не для того, чтобы получить похвалу от людей, а для того, чтобы получить похвалу от Господа. И сам апостол Павел тоже об этом говорит в разных местах неоднократно.
Здесь же апостол имеет в виду, что Господь Сам сделает явными наши дела, и противоречия никакого нет, поскольку Сам Господь упоминает, что нет ничего тайного, что не стало бы явным. И поэтому не стоит выпячивать свои добрые дела самостоятельно и повторять, когда вдруг нам выпадает счастье сделать что-то доброе: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!»
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение»

Сегодня 10 декабря. Церковь празднует Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году.
О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение», — протоиерей Василий Гелеван.
Название этой иконы восходит к строчке из книги пророка Исаии: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут ему имя: Еммануил». Еммануил, напомним, на русский переводится как «с нами Бог». И Еммануилом мы называем Младенца Христа. Значит, здесь пророчество о Рождестве Христовом.
Наиболее известные в России иконы такого типа все имеют географическую привязку: Новгородская, Курская, Царскосельская, Корчемная, Павловская, Верхнетагильская икона и так далее. Вот все эти иконы «Знамение» похожи внешне, потому что на каждой мы встречаем поясное изображение Богородицы и в области живота круг, как чрево непраздной женщины, и внутри этого круга — Младенец, Господь Еммануил.
Икона «Знамение» Новгородская, которую мы чтим именно сегодня, имеет некоторые свои иконографические особенности. По четырём углам возле Божией Матери располагаются святые: великомученик Георгий Победоносец, мученик Иаков Персиянин, преподобные Пётр, Онуфрий Афонский. Важно ещё подчеркнуть, что когда мы молимся, мы молимся не иконе, а самой изображённой на иконе Богородице. И в молитве к иконе «Знамение» отражено событие 1170 года. Она составлена в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за Новгород.
Все выпуски программы Актуальная тема











