
Фото: Liviu Florescu/Unsplash
Святитель Николай Чудотворец — один из самых известных православных святых. Куда бы вы ни приехали — в Россию, Сербию, Грецию или даже Африку — везде в православных храмах вы обязательно увидите его икону. В России святителю Николаю посвящено множество храмов. И именно в России святого стали с любовью называть Угодником, подчеркивая этим, что святитель Николай охотно отвечает на молитвенные просьбы людей.
Нигде в православном мире день памяти святого Николая не празднуется так ярко и весело как в Греции. Официально 6 декабря (в этот день Элладской Церковью совершается церковная память святого) в Греции выходным не считается. Но на практике ни одно работающее госучреждение или магазин вы 6 декабря в Греции не найдете.
Абсолютное большинство греков утром в день памяти святого Николая отправляются в храм. Греки совершенно уверены — если попросишь у святого Николая что-то доброе и нужное в день его памяти, обязательно получишь желаемое.
По окончании богослужения в приморских греческих городах и более мелких поселениях совершаются ставшие традиционными молитвенные шествия к берегу моря. Святитель Николай в Греции почитается еще и как особый покровитель моряков и рыболовов. История Греции непосредственно связана с мореплаванием и морем вообще, а потому в день святого Николая греческий народ вместе со своими священниками собирается близ моря и совершает молитву Богу и святителю Николаю о том, чтобы море всегда было благоприятным для греков и не наносило их стране ущерба.
После богослужения в честь святого Николая в греческих городах начинаются фестивали и прочие праздничные мероприятия, посвящённые памяти святителя. Несмотря на декабрь (а греки очень не любят в прохладную погоду находиться вне дома) улицы наполнены людьми. Везде звучит веселая музыка, которая исполняется небольшими ансамблями или даже оркестрами. Повара многочисленных ресторанов и кафе выносят жаровни на открытый воздух и готовят на них блюда из рыбы и моллюсков. Идет рождественский пост — мясо есть не принято, но рыба и морепродукты его прекрасно заменяют.
Греки, проведя день вне дома, послушав музыку и вдоволь нагулявшись, вечером возвращаются домой, чтобы там совершить последний обряд дня. В Греции принято в день святого Николая делать дома небольшую лодочку из дерева или бумаги и класть туда немного монет. Это напоминание о том, что святитель Николай был очень щедрым человеком и все имевшиеся у него средства раздавал неимущим. Греки деньги, отложенные в лодочку (символ святого Николая), потом жертвуют нищим или в храм. Этим они стараются подражать святителю.
Еще в Греции в день святителя Николая принято делать детям небольшие подарки. Это происходит после того, как дети ложатся спать. Перед этим они вывешивают рядом с кроватью носок, в котором на утро обнаруживают какую-то приятную вещицу — подарок от святого Николая.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер