
Пётр Колосов
Навалило снега... Как давно не было. Скажут: Так хорошо, русская зима, наконец, нас посетила! Да, конечно, хорошо. И красиво: прихожане взахлеб фотографируют каждую ветку деревьев, обсыпанных снегом. Хорошо...
Но мне-то понятно, что и на колокольне тоже снег сантиметров на двадцать! Его же убрать надо, а то... Что? Главное — это под педалями благовестников вычистить снег, чтобы наледь не образовалась. Потому что тогда язык колокола при нажатии педали до юбки колокола не достанет, как звонить?!
Почистил звонарь, что успел до утреннего звона. Вроде нормально стало. Но ходить по настилу нельзя: снег налипает на ботинки, и они станут скользить по педалях при звоне.
Но на другой день ударил мороз. И солнце осветило заснеженную Москву. И еще несколько дней подарил Господь бесснежных. И, о чудо! — снег стал постепенно исчезать с деревянного настила второго яруса колокольни, со звонарского места, из-под педалей. Исчезает там, где и не чистили.
И тут вспомнил звонарь свою основную профессию — гидрологию. Возгонка! Вот в чем всё дело!
Кто бывал в Забайкалье, тот знает, что там снежный покров невелик, ну, хоть по сравнению с Русской равниной. Но не только потому, что осадков там меньше, а еще из-за возгонки снега. При сильных морозах и солнечных днях снег не тает, а сразу переходит в пар и возгоняется в небо. Странно? Да нет. Всем наверняка памятна ситуация с разлитым на скатерть йодом. Хозяйки знают, что скатерть вовсе не надо скорее стирать. Следует просто подождать, и на другой день от пятна йода не останется и следа: йод возгонится.
Вот так и снег под зимним солнцем. Оно не греет, оно просвещает снег, и он, не тая, возносится к небу.
На следующий день звонарь поднялся на колокольню и видит: доски настила частично обнажились, значит снег вознесся под благодатными лучами Солнца, не оставив никакого темного следа. Эх! Нам бы так...
19 июля. Об исполнении Христом наших просьб

В 9-й главе Евангелия от Матфея есть слова некоторого начальника, обращённые ко Христу: «Дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива».
Об исполнении Христом наших просьб — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый из нас хочет получить от Бога помощь, особенно в исцелении недугов или каких-либо других бедственных положениях в своей жизни. Но не всегда, когда мы просим Бога, мы получаем эту помощь. Почему? Не потому, что Бог удерживает её. Нет. Бог свою помощь не удерживает. Бог свою помощь посылает каждому человеку, если он с верой обратится к Богу, Господь ему поможет.
Так евангельский начальник, обратившись ко Христу, попросил о помощи. Но в чём разница нашей просьбы и его просьбы? Мы попросим Бога, потом начинаем думать: а как Он это сделает? А когда? А почему не сейчас? А давай побыстрее? Или ещё как-нибудь?
Нет. У нас не должно быть таких размышлений и постоянных таких вот сомнений. А поможет ли Он мне? А не поможет? А я, может быть, грешный человек? Нет. Мы должны попросить Бога о том, чтобы Господь помог нам. Как евангельский начальник сказал: «Дочь моя теперь умирает. Приди, возложи на неё руку Твою, и она будет жива». И всё. И Господь уже встал тут же и пошёл, и помог.
Поэтому и наша молитва должна Богу быть простой. Господи, помоги. А уж как Господь поможет — Господь сам знает. Аминь.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июля. О боли апостола Павла об иудеях

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава».
О боли апостола Павла об иудеях — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Ни для кого не секрет, что апостол Павел любил свой народ, ибо евреям даны были заветы, и законоположения, и богослужения, и обетования. Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог. Преданность своему народу апостол выразил таким сравнением, что готов был бы отдать самое ценное, что у него было, — единство со Христом, лишь бы вернуть евреев к истинному богопочитанию.
Но правда должна торжествовать, поэтому апостол раскрывает в той же девятой главе причины отпадения иудеев, указав, что они искали не в вере, а в делах закона. Да и сам Господь наш сказал про них: «Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём». То есть Христос своим пришествием вскрыл их греховные язвы, болезни гордыни и превозношения, самолюбия и даже человеконенавистничества.
Поэтому, скорбя о таком ожесточении сердец, однажды, будучи в Коринфе и уча в синагоге, святой Павел, видя, как они противились и злословили, отряс одежды свои, сказал к ним: «Кровь ваша на главах ваших; я чист, отныне иду к язычникам».
Будем же и мы внимательны к правде Божьей, чтобы и нам не потерять избрание Христово и Его милость.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июля. О почитании Собора Радонежских святых

Сегодня 19 июля. Собор Радонежских святых.
Об их почитании — протоиерей Игорь Филяновский.
Первые списки учеников и последователей преподобного Сергия Радонежского были составлены в XVII веке. Примерно в то же время были написаны первые групповые иконы Радонежских святых — «Троицкие игумены и преподобный Сергий — соученики». Со временем сложилась традиция почитания святых учеников и последователей преподобного Сергия.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых, совершаемое на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Список Собора содержал имена 78 подвижников — святых сродников, учеников и собеседников преподобного Сергия Радонежского, а также святых иноков Троице-Сергиевой обители. Среди них преподобный Никон Радонежский, преподобный Савва Сторожевский, преподобный Андроник Московский, преподобный Андрей Рублёв и многие другие. Сегодня этот список содержит имена уже 96 подвижников.
В 2014 году, к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия, по благословению наместника Лавры, братская трапезная, которая находится в подклете Сергиевского храма, была расписана многими фресками, изображающими Радонежских святых, чьи подвиги и благочестие оставили глубокий след в истории Русской Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема