Кол., 261 зач., IV, 10-18.
Глава 4.
10 Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его),
11 также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.
12 Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу.
13 Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе.
14 Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас.
15 Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его.
16 Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.
17 Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе.
18 Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Как и другие свои послания, Послание к Колоссянам апостол Павел заканчивает перечислением своих сотрудников, а также отдает некоторые распоряжения и произносит финальное благословение. О любом из тех, кого здесь перечислил апостол можно сказать довольно много, но особый интерес исследователей вызывают не имена, а довольно загадочная фраза относительно Лаодикии.
Звучит она так: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы». Если с первой частью этого предложения всё понятно — Послание к Колоссянам должно быть прочитано и в Лаодикийской церкви, то со второй — о некоем послании из Лаодикии — все наоборот, то есть единого мнения о том, что имеет в виду апостол Павел, не существует. Понимание этого отрывка напрямую зависит от подхода к корпусу павловых посланий: все ли его письма дошли до нас или же не все. Те исследователи, которые полагают, что нам известны не все послания апостола Павла, склонны предполагать, что речь идет о неизвестном нам послании в Лаодикию, а раз оно до нас не дошло, то и говорить здесь, собственно, не о чем.
Но есть и другая точка зрения, приверженцы которой отождествляют послание в Лаодикию с одним из посланий, вошедших в корпус Нового Завета. А вот вопрос о том, о каком именно послании идет речь, остается спорным. Так, блаженный Феофилакт полагал, что апостол Павел имел в виду Послание к Тимофею: «Мне кажется, что здесь было написано что-нибудь такое, что нужно было слышать и Лаодикийцам; а им, в свою очередь, необходимо было узнать, что написано в том послании. Гораздо больше пользы, когда из обличения, направленного против других, они узнают свои собственные недостатки. Какое же это было послание из Лаодикии? Первое послание к Тимофею: оно написано из Лаодикии. Некоторые, впрочем, говорят, что это было послание, которое лаодикийцы посылали к Павлу. Но я не знаю, что из него можно было заимствовать им для своего исправления». Но блаженный Феофилакт лишь высказывает предположение, он ни на чем не настаивает, более поздние исследователи не ориентировались на мнение Феофилакта и предполагали, что речь идет о Послании к Ефесянам, ведь оно в ряде рукописей имеет надписание как адресованное в Лаодикию. Впрочем, это надписание, вероятнее всего, подложное, но есть еще один, значительно более весомый аргумент: Послание к Ефесянам «имело характер окружного послания и по всей вероятности попало, незадолго до получения Колоссянами послания от Павла, к Лаодикийцам. Последние и должны были передать это послание к Ефесянам в Колосскую церковь, которая могла передать его потом другой, соседней, церкви».
Поможем храму Казанской иконы Божией Матери в селе Курба
Фонд «Белый ирис» много лет занимается восстановлением старинных храмов в российской глубинке. Среди его подопечных — церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области. Это уникальный памятник русского зодчества, пострадавший во время печальных событий в XX-м столетии и чудом устоявший. В храме сохранилась часть убранства — древние росписи. Уцелела и местная святыня — чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в XVII веке.
В 30-е годы прошлого века, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе Васильевское. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих людей.
«В этом году, по весне, исцелилась от рака женщина, врач, — поведал местный священник, отец Иоанн. — Её ждала операция, и гарантий на выздоровление было очень мало. Как любой человек, который получает такую информацию, она цеплялась за любую возможность спастись. Придя в наш храм, женщина долго молилась и плакала перед иконой, а вернувшись в Москву, на последнем обследовании перед операцией услышала, что опухоль у неё исчезла».
В 2019 году Курбскую святыню — Казанскую икону Божией Матери — отреставрировали на деньги многих неравнодушных людей. Благодаря этому икона, который почти 400 лет, ещё долгие годы будет дарить утешение и радость верующим. Теперь важно помочь и местному Казанскому храму. Когда его восстановят, чудотворная икона, вернётся сюда, в свой родной дом. Поддержать возрождение храма в селе Курба Ярославской области можно на сайте фонда «Белый ирис»: https://nasledie-iris.org/projects/kazanskij-hram-ukreplenie-fundamentov/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«22-е воскресенье по Пятидесятнице. Начало Рождественского поста». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Гал., VI, 11-18) и Евангельского (Лк., X, 25-37) чтений в 22-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти апостола Филиппа, святителя Григория Неокасарийского, апостола и евангелиста Матфея, а также о начале Рождественского поста.
Все выпуски программы Седмица
«Церковная община и семья». Прот. Константин Харитонов
У нас в гостях был настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
Мы говорили о том, как формируются церковные общины, и как участие в приходской жизни помогает семьям не только на пути к Богу, но и на пути к семейному единству.
Все выпуски программы Семейный час