
Гал., 200 зач., I, 11-19.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Судьба одного из самых ярких проповедников Евангелия апостола Павла поистине удивительна. По происхождению он был евреем. С детства воспитывался в строгости иудейского религиозного закона. Когда Павел достиг юношеского возраста, то был послан родителями в Иерусалим для изучения Моисеева закона. Там он был одним из лучших учеников прославленного книжника, мудреца и знатока Библии Гамалиила. Под его руководством Павел досконально изучил Священное Писание и предание иудейских отцов и в результате присоединился к партии фарисеев. Со временем он стал одним из самых ярых представителей этого течения. Как сам он говорит о себе: «я был неумеренным ревнителем отеческих преданий». Сегодня апостол рассказывает о том, что вместе со своими соратниками яростно гнал христианскую церковь и преследовал последователей Спасителя. Известно, что он участвовал в казни первомученика Стефана, который, кстати, приходился ему не только однокашником по Иерусалимской школа, но и родственником.
Зачем он все это рассказывает? Павел утверждает, что Евангелие, то есть, истины учения Христова, он получил не из вторых рук, а непосредственно от Бога. Это очень смелое утверждение и оно, конечно, нуждалось в доказательстве. Для этого апостол и указывает на себя, на произошедшую в нем перемену. Действительно, что могло произойти с человеком, который еще вчера пытался стереть христианство с лица земли, отдавал ее на разграбление, а теперь видит смысл своего существования в том, чтобы проповедовать тайну Церкви всему миру? Такую перемену можно объяснить лишь каким-то сверхъестественным событием, которое глубоко потрясло Павла и радикально изменило его образ мысли.
Вся жизнь апостола свидетельствует, что он горел желанием обрести высокий смысл и служить ему всеми своими силами. Он гнал Церковь, будучи искренне уверенным в том, что это зловредная ересь, которая искажает учение о Боге. Видя это горение сердца в стремлении к истине, Господь перенаправляет энергию апостола в другое русло. И с той же ревностью, с какой раньше Павел преследовал христиан, он становится теперь одним из самых ярких проповедников Церкви и в итоге отдает за Христа свою жизнь.
Все это весьма примечательно. Парадоксально, но порой человек противится Истине не по причине своей легкомысленности и зловредности, но лишь потому, что он еще в пути, он в поиске и для него еще не наступило время личной встречи с ней. Это не безысходная ситуация. Видя его искренность, Господь откроется ему в нужный момент. Хуже, когда человек просто инертно дрейфует по этой жизни. Внешне он может проявлять лояльность, следовать традициям благочестия, но внутри быть теплохладным или даже равнодушным к вопросам поиска высокого смысла. Такой может прожить всю жизнь в Церкви, но так и не встретить там Христа. А потому будем молиться Богу и делать все от нас зависящее, чтобы Господь дал нам хотя бы крупицу той ревности о высоком смысле и сердечной искренности, какими обладал святой апостол Павел.
«К 95-летию со дня рождения И.С. Глазунова». Иван Глазунов

Гостем программы программы «Светлый вечер» был Народный художник России Иван Глазунов, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Разговор был посвящен 95-летию со дня рождения Ильи Сергеевича Глазунова, выдающегося художника и педагога, человека глубокой веры. Иван Глазунов вспоминает, как в детстве отец читал ему Евангелие, как говорил, что задача художника — говорить с Богом и о Боге. Делится, как это сформировало его мировоззрение и повлияло на выбор пути.
Затрагиваются личные воспоминания: о блокаде, об утратах, о долге перед народом. Прозвучала мысль, что вера и память сохраняют человека — и художника, и зрителя.
Также разговор шел об академии, которую Илья Глазунов создавал и передавал как продолжение традиции русской школы. О спасении икон в советское время, о том, как через красоту древнерусского искусства открывается путь к вере. И о бережной, внутренней работе художника — как о духовном служении.
Кроме того, Иван Глазунов рассказал о первом Международном художественном конкурсе имени Ильи Глазунова «Вечная Россия. История. Вера. Мир».
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с инвалидностью». Вероника Леонтьева
Гостьей программы «Делатели» была руководитель направления помощи людям с инвалидностью Синодального отдела по церковной благотворительности Вероника Леонтьева.
Наша гостья рассказала о том, что побудило её круто изменить жизнь и из прибыльной сферы деятельности уйти в благотворительность, как такой поворот связан с приходом к вере, а также как она начинала свой путь помощи людям с ограниченными возможностями здоровья и с какими сложностями и радостями при этом пришлось столкнуться.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Псалом 66. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Псалтыри есть ряд псалмов, которые возвещают грядущее прославление Бога всеми народами. При этом в них ничего не говорится о, так сказать, технической стороне вопроса: каким образом все народы придут к познанию Бога? Когда это произойдёт? И кто сумеет привести народы к такому единству? Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит 66-й псалом. Это пророческий мессианский псалом, и он возвещает будущее всеобщее поклонение Единому Истинному Богу.
Псалом 66.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твоё.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Современный русский язык различает между собой понятия «иудей» и «еврей». Первое из них говорит о религиозной принадлежности человека, второе — о национальной. Однако такое разделение появилось относительно недавно, и есть оно далеко не во всех языках, нет его и в иврите. Причина кроется в Ветхом Завете: согласно книгам Моисея, евреем может стать любой человек, который согласится жить по данному Богом закону. То есть здесь мы видим полное тождество религии и национальности.
Если помнить об этих постановлениях закона Моисея и не верить во Христа, то прозвучавший только что псалом становится очень странным: получается, что для прославления Бога всеми народами все народы должны, простите за тавтологию, перестать быть всеми народами. Иными словами, все люди должны стать евреями, подчинившись закону Моисея. Ещё дохристианские толкователи Псалтыри понимали, что такое невозможно, а потому в псалме речь идёт о какой-то иной реальности, каком-то ином законе и о каком-то ином богопочитании, как минимум, то прославление Бога, которое подразумевает псалом, не должно уничтожать национальные различия.
Для нас очевидно, что псалом говорит о Христе и о христианах. Никто, становясь христианином, не утрачивает своей национальной идентичности. По этой причине у нас есть Поместные Церкви, есть национальное богослужение, есть множество языков молитвы, есть свои уникальные христианские традиции в каждом народе. Церковь никогда не пыталась привести всё это к некоему единому виду, а если нечто подобное когда-то где-то и происходило, то воспринималось оно церковной полнотой как грубая ошибка, нуждающаяся в исправлении.
Кроме того, в прозвучавшем только что псалме есть такая строка: «Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами» (Пс. 66:5). Веселие и радость здесь поставлены в зависимость от праведного суда над народами. Однако ещё раннехристианский святой блаженный Иероним Стридонский замечал, что «везде, где справедливость и суд, там не радость, а боязнь греха», здесь же мы видим нечто иное: справедливость и суд — причина радости. Так может быть только в одном случае — если грех был истреблён, а это было сделано Христом, и потому радость — это совершенно естественное состояние искупленного Спасителем человечества. Да, у нас остаётся тяготение ко греху, у нас есть и сами грехи, но подтверждённая делами вера во Христа освобождает нас от них, и любой, кто осознаёт и чувствует это, не может не ликовать и не славить Бога.