Флп., 242 зач., II, 16-23.
Глава 2.
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.
20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас,
21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.
23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узна́ю, что будет со мною.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолу Павлу было многое открыто Богом. Он обильно и неустанно делился тем, что получил, со всеми, с кем ему приходилось встречаться. Церковь Христова во многом унаследовала те мысли, которые впервые прозвучали из уст апостола, Церковь сделали их своими. Но относительно собственной жизни Павел многого не знал и не понимал. К примеру, ему было сложно бороться с собственной хронической болезнью, ему казалось, что он смог бы сделать больше, если бы был здоров. Но Бог не избавил апостола от болезни, ответом на молитву Павла были слова: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). Апостол принял эти слова, но в какой степени он смог с ними согласиться — вопрос, на который не может быть ответа. Не знал Павел и времени своей кончины. Он мог лишь предполагать, а ожидал он ее если не ежеминутно, то ежедневно. Для такого ожидания были веские причины: находилось немало желающих причинить физический вред апостолу, а то и вовсе его устранить. Поэтому в каждом из его посланий можно найти слова, которые похожи на окончательное прощание и на духовное завещание. Послания к Филиппийцам — не исключение, в нем Павел тоже пишет о своей возможной скорой кончине, но в его словах нет страха или же отчаяния, напротив, они исполнены радости и оптимизма. Собственно, само слово «радость» в его кратких размышлениях о своей собственной возможной скорой кончине звучит четыре раза: «Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне».
Как и любой другой психически здоровый человек, апостол не мог не бояться смерти. Мы знаем, что и Сам Господь Иисус Христос очень тяжело переживал накануне Своих Страданий и последующего Распятия. В самом факте смерти нет ничего, кроме бесконечного горя и бездны отчаяния. Но почему же тогда апостол пишет слова о радости?
Для этого у него есть две основных причины. Первая из них базируется на убежденности во всеобщем воскресении. А вторая имеет своей причиной те слова, которые апостол написал ранее, в этой же второй главе Послания к Филиппийцам: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Очевидно, что для Павла эти слова не были лишь той рекомендацией, которую он давал своей пастве, эти слова он в первую очередь обращал к себе, и вся его жизнь свидетельствует, что он смог их исполнить, он смог уподобиться Христу в своих чувствованиях, а поэтому он был готов стать жертвой за Христа так, как Сам Христос стал жертвой за все человечество.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.