Святой Маркеллин жил в третьем веке. Он был папой Римским. В разгар гонений на христиан при императоре Диоклетиане был арестован и Маркеллин. Он устрашился пыток и отступил от веры - принес жертву идолам. Император назвал Маркеллина своим другом, облёк в роскошные одежды. А Маркеллина терзали угрызения совести. Он горько плакал. Совсем недавно он убеждал паству не бояться страданий за Христа, и тут вдруг стал примером малодушия. В это время в городе неподалеку заседал Собор из ста восмидесяти епископов и священников. Маркеллин пришел туда во власянице и просил судить его за отречение. Отцы Собора сказали: "Осуди себя сам своими устами". Тогда Маркеллин произнес себе приговор: "Я признаю себя лишенным священного сана, которого я недостоин. Пусть после смерти тело мое не предают погребению". По возвращении в Рим Маркеллин бросил под ноги императору подаренную им дорогую одежду. Он сказал, что раскаивается в своем отречении от Христа. Маркеллина казнили, а тело его боялись хоронить, страшась проклятия мученика. По преданию, новому папе Римскому Маркеллу явился апостол Пётр. Он повелел достойно похоронить Маркеллина, потому что благодаря его раскаянию он был прощен.
Федор Решетников. «Переэкзаменовка»
— Паша, проснулся уже? Хорошо выспался?
— Да, дядя Андрей, спасибо! Люблю у тебя ночевать! Здесь по утрам такое солнце, что сразу на душе радостно. К тому же каникулы начались, торопиться никуда не надо. Достал вот подшивку журнала «Художник», листаю. И, кажется, сделал открытие!
— А я, пока ты спал, в магазин сбегал за свежими пирожками. Давай завтракать! И рассказывай скорее, что же ты открыл!
— Ну, слушай! Рассматривал я сейчас репродукцию картины Фёдора Решетникова «Переэкзаменовка». Помнишь её?
— С детства помню! Картина 1954 года, я по ней в школе сочинение писал. И даже видел это полотно своими глазами — оно хранится в художественном музее в городе Горловка Донецкой республики. Художник изобразил сценку забавную и в то же время грустную — мальчик лет десяти летом корпит над уроками, вместо того чтобы гулять с другими ребятишками. Дай-ка мне журнал, освежу в памяти произведение.
— На, посмотри. Я обнаружил здесь одну потрясающую деталь! Интересно, заметишь ты её?
— Ты меня заинтриговал, Паша! Полотно насыщено подробностями, которые могут привлечь внимание. Тут показан угол деревенского дома. Главный герой сидит за столом, покрытым синей скатертью. Перед ним тетрадка и куча книжек. Но эти предметы не интересны сорванцу. Он надулся обиженно, подпирает головушку рукой, грызёт карандаш. Невесело мальчишке!
— Совсем другое выражение лиц у его товарищей, которые заглядывают в окошко.
— Да, они воодушевлены! Кажется, кричат бедолаге: «Пойдём скорее гулять!». Художник показал резкую границу тени и света, чтобы подчеркнуть разницу в настроении персонажей. В комнате сумерки, а за окном сияет солнце, от которого, как ты верно заметил сегодня, радостно на душе. Один луч света проник в дом, лежит жарким пятном на полу и тоже, кажется, зовёт на приволье.
— А нельзя! В самом центре солнечного пятна — клубок ниток. Значит, где-то рядом бабушка, которая следит, чтоб внучек готовился к переэкзаменовке.
— Верно! Саму бабушку не видно, но её присутствие на картине несомненно. Эта деталь стала твоим открытием?
— Деталь потрясающая! Но я больше удивился, разглядев, что за картина висит над столом у мальчика! Это же известное произведение «Опять двойка», в котором тот же персонаж показан прогульщиком и лодырем!
— Полотно «Опять двойка» тоже написал Фёдор Решетников, только двумя годами ранее. Художник остроумно процитировал сам себя, помогая зрителю разобраться, почему школьник вынужден летом готовиться к переэкзаменовке.
— Явно не из-за болезни! В разгар учебного года он катался с горки на собственном портфеле, вместо того чтобы заниматься.
— Ты как будто осуждаешь бедного мальчишку?
— Порицаю! А разве не этого добивался художник, обличая героя сразу в двух картинах?
— Ну что ты, нет, конечно! Осуждать — последнее дело. Фёдор Решетников жалеет своего двоечника. И предостерегает прочих школьников, что иногда лишняя воля заводит в неволю. Да и не только школьников. Ты вон тоже чуть сессию в институте не завалил, скейтом увлёкшись.
— Да уж, не напоминай лучше! Вовремя я за ум взялся. А то бы сейчас сидел над учебниками, как герой картины Фёдора Решетникова «Переэкзаменовка». Надо это произведение в школьную программу включить. Пусть дети на чужих ошибках учатся быть ответственными!
Картину Фёдора Решетникова «Переэкзаменовка» можно увидеть в Горловском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Как то, что мы смотрим на нас влияет. Янни Ролански
Мы живем в удивительное время. Никогда еще в истории человек не оказывался под влиянием такого большого объема информации, в том числе, видео — сериалы, развлекательные шоу, новинки кино.
Кажется, что просмотр социальных сетей перед сном помогает переключиться на отдых, вырваться из рутины и однообразия. Но. Любая информация — это пища для нашей души. Конечно, может показаться, что просмотр фильмов и мультфильмов — всего лишь безобидное развлечение. Но так ли это?
Ведь, например, в фильме каждый видит что-то свое. А еще чувствует что-то свое. Даже если разные люди смотрят один и тот же фильм.
Я 19 лет провожу кино-клубы для детей и подростков, поэтому приведу пример из своей практики. Одну девочку 15-и лет, назовем ее Аня, увлекают романтические истории. В ее любимом фильме прилежная ученица влюбляется в хулигана и дальше начинаются сплошные страдания и мучения.
Взрослые, обычно качают головой и говорят: «не смотри такое кино!» Но звучат такие назидания не убедительно. Аня пересматривает свой любимый фильм снова и снова. И вот, уже страдания кажутся ей очень романтичным. Она делает выводы, что именно это и есть настоящая любовь. Аня выбирает фильмы с похожим сюжетом. А потом пытается повторить этот сюжет в своей жизни.
Из этой истории мы, как будто, можем заключить: фильм плохой, это он виноват в том, какие выводы о любви сделала девочка Аня. Но не будем спешить и винить во всем кинематограф.
В моей практике есть и другая девочка, назовем ее Катя. Ей 14 лет, и она смотрит тот же самый фильм, вот только у нее он вызывает совсем другие эмоции. Ей не кажется эта история романтичной, более того она чувствует подмену понятий и понимает, что эта история совсем не о любви. Какой вывод можем сделать теперь?
Для того, чтобы разобраться в ситуации предлагаю обратится к Евангелию от Матфея, 15-ой главе. Там написано: «...Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека».
Здесь Христос уделяет особое внимание тому, что уже есть в нас, в нашей душе, нашим внутренним фильтрам. Проведу аналогию с восприятием мира глазами. Через них мы кормим нашу душу разными эмоциями. Поэтому так важно осознавать, во-первых, что это за пища, во-вторых, почему мы выбираем именно ее, и почему наше сердце отзывается на тот или иной сюжет, воспринятый глазами.
Увы, в огромном потоке информации мы не успеваем отслеживать, что происходит внутри и нас сами, делаем выборы на автопилоте, часто на эмоциях.
Как же этого избежать? Мне кажется важно останавливаться и задавать себе вопросы, прислушиваться к тому, что происходит внутри. Формировать правильную систему ценностей, чтобы то, что поступает из вне, можно было бы сопоставить со своими ценностными ориентирами, понять, а подходит ли мне тот или иной сценарий из фильма, не противоречит ли он тому, во что я верю? В моем случае — христианской «системе координат».
Детям для того, чтобы выработать правильное отношение к визуальной информации, конечно, нужна помощь взрослых. Потому, что они еще не у них еще не сформирована система ценностей и им просто не на что опереться при выборе фильмов и мультфильмов. Я здесь всегда рекомендую родителям обсуждать с ребенком то, что вы смотрите вместе. Надо разбираться, почему детям нравится тот или иной визуальный продукт, формировать определенные правила. И со временем, некоторые фильмы и мультфильмы превратятся в ваших добрых помощников!
Автор: Янни Ролански
Все выпуски программы Частное мнение
23 декабря. О Христе как добром пастыре
В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня».
О Христе как добром пастыре — протоиерей Василий Гелеван.
Путь богопознания — это движение Бога к человеку и, наоборот, человека к Богу. Это двухстороннее движение. Человек идет навстречу Богу, а Бог идет навстречу человеку. Бог открывается нам настолько, насколько мы готовы вместить Его присутствие в своей жизни. Господь говорит: «Знаю моих». Господь знает своих учеников, как пастух знает овец в своем стаде. Он каждую из них зовет по имени. «Знаю моих», то есть знает их веру, их добродетели, их слабости, знает их нужды и знает, как им помочь достичь спасения. И пасомым надо довериться своему пастырю и пойти за ним. Слово «мои» говорит о том, что бывают и не Его овцы, какие-то не настоящие овцы Христовы. Те, кто только по имени Христовы, а они на самом деле совсем не живут по Его заповедям. «И мои знают Меня», говорит Господь.
Существует такое нравственное условие богопознания. Оно выражено в Писании заповедью Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога», узнают Его. Верующие знают своего Господа. Вера помогает им осознавать Его присутствие и Его участие в их жизни. Они познали Его как своего искупителя и заботливого покровителя их жизни. Наконец, в Нем они обретают покой и вечное блаженство.
Все выпуски программы Актуальная тема