
Туруханск, Хатанга, Дудинка... Названия этих населённых пунктов Красноярского края как будто сошли со страниц волшебной северной сказки. А для священника Михаила Суслова, родившегося в тысяча восемьсот срок четвёртом году в Енисейской губернии, это были места его многолетнего миссионерского служения. Коренной сибиряк, он проповедовал слово Божие на крайнем севере — среди якутов, эвенков, долганов, селькупов. Его женой стала православная якутка Евфимия, так что отношения проповедника с сибирскими народами были в прямом смысле слова семейными.
Паства отца Михаила, который служил настоятелем Преображенского собора в Туруханске, была раскидана на огромном пространстве, в связи с чем значительную часть жизни он проводил в пути. Поездки по заснеженной тундре требовали огромного напряжения сил, а подчас были просто экстремальными. Во время одной поездки миссионер заболел и чуть не умер, даже написал завещание. А во время другой ему пришлось долго идти рядом с измождёнными оленями, у которых от бескормицы не осталось сил везти людей.
Эти путешествия давали возможность самого главного — проповеди Слова Божия кочевым народам. Не раз в задымленном, полутёмном чуме, сидя на оленьих шкурах, доводилось отцу Михаилу говорить о Господе Иисусе Христе, о Суде Божьем и жизни вечной, о священной истории Ветхого и Нового Заветов. Или же читать вслух жития святых. Когда он совершал богослужения в чумах, то украшал эти скромные жилища своими походными иконами.
Иконы служили и для наглядной проповеди.
— А тут что? — спросил один якут про образ Страшного Суда. А после полученных объяснений он долго оживлённо переговаривался по-якутски со своим товарищем, показывая на икону.
Свою проповедь миссионер старался приспособить к обстоятельствам. Так, во время поездки на реку Гольчиху, куда традиционно собирались местные жители на ловлю рыбы, отец Михаил рассказывал евангельскую историю о чудесном лове рыбы и помогал местным вытягивать невод со словами «Слава Иисусу Христу!» Он стремился говорить с северянами в прямом смысле слова на одном языке и даже составил первый словарь языка селькупов.
Священник Михаил Суслов особенно заботился о молодом поколении. Он открыл несколько школ, где дети сибирских народов изучали закон Божий, чтение, письмо, математику, а также основы трудовых навыков и ремёсел. При этом приходилось преодолевать суеверия местных жителей, которые, подобно киевлянам времён князя Владимира, боялись отдавать своих детей на обучение.
В экстремальных условиях Заполярья отцу Михаилу приходилось с большим трудом выискивать материальные ресурсы для поддержания приходов и школ. «Обучающиеся в Туруханской школе дети, — писал священник, — крайне бедны, полунагие и без обуви, поэтому они при обычных здесь пурге, метелях и чрезвычайных морозах часто пропускают уроки. Средств даже на отопление школы ниоткуда не получаем».
На содержание школ отец Михаил собирал пожертвования деньгами, оленьими шкурами и рыбой. Также на страницах «Енисейских епархиальных ведомостей» он публиковал пронзительные воззвания, прося помочь кто чем может, даже бывшей в употреблении одеждой. «Буквально всё, — сообщал священник, — от топора до последнего гвоздя, приходится привозить за тысячи вёрст из Енисейска и Красноярска».
Многолетние труды отца Михаила Суслова снискали ему уважение среди коренных жителей Крайнего Севера.
Всего отцом Михаилом было обращено в православную веру четыреста три человека, за что он удостоился ордена святой Анны.
Священник отошёл ко Господу в тысяча девятьсот пятнадцатом году. К этому времени он овдовел, принял монашество с именем Макарий и стал архимандритом. Как было написано в некрологе на страницах «Енисейских епархиальных ведомостей», «многотрудна была жизнь почившего. Прирождённый сибиряк, он любил свою родину сыновней любовью и служил ей до последнего вздоха».
Деяния святых апостолов

Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если чтущий Бога и Его заповеди человек решится сделать исключение и нарушить одну из заповедей Божиих, то постепенно такой человек придёт к тому, что таких исключений станет всё больше и больше, и в какой-то момент нарушение заповедей станет чем-то обыденным, тем, что совсем не пугает. Этот принцип проявил себя в Священном Писании множество раз, и об одном из них повествует 9-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Как мы только что услышали, после своего обращения ко Христу Савл, или, иначе, апостол Павел попал в очень неприятную ситуацию: его ещё не приняли христиане, и он уже стал чужим для иудеев. Если с христианами вопрос решился довольно быстро — апостол Варнава рассказал им о своём видении Господа и о том, что Савла можно принять, то с иудеями всё было значительно печальнее: через какое-то время они пришли к уже ставшей для них привычной мысли, что проблема должна быть решена самым радикальным методом, то есть Савла нужно попросту убить.
Симптоматично, что никакие прежние заслуги Савла не спасли его от этого приговора, он, став христианином, перестал иметь какую-либо ценность для иудеев, более того, он стал помехой. Дальнейшее повествование книги Деяний говорит о том, что апостолу удалось сбежать от жаждущих его смерти иудеев, однако их злоба никуда не делась, и интересен сам факт этой злобы. Конечно, проще всего её было бы списать на злокозненность иудеев, сказать, что злоба — это часть их природы, а потому здесь нечему удивляться. На самом же деле удивляться есть чему, и удивляться в этой истории стоит не столько поведению иудеев, сколько тому, что люди как таковые бывают крайне нечувствительны к проявлениям воли Божией. Нам легко соглашаться с Богом тогда, когда мы понимаем Его действия, а понимаем мы то, что нам приятно, что соответствует нашему представлению о мире и о себе самих. Если же Бог нас обличает, если Он, скажем, через других людей указывает нам на наши недостатки, то принять такую волю Божию бывает чрезвычайно непросто. Всем известна наша стандартная реакция на обличение: мы, если на словах с ними и согласимся, внутреннее будем протестовать, будем искать благочестивые объяснения своим поступкам, и, конечно же, их найдём.
Священное Писание предлагает обратить внимание на то, к чему в пределе может привести такое отношение к проявлениям воли Божией, и, что особенно важно, подобных примеров в Писании очень много: одна лишь книга Деяний с весьма печальной регулярностью повествует об одном и том же сюжете — отказавшись от принятия воли Божией, люди идут дальше в своём сопротивлении Богу, и в конечном итоге доходят либо до стремления к убийству праведников, либо до самого убийства. Дай Бог, чтобы мы не забывали об этих примерах Священного Писания, и помнили, что эти преступления всегда начинались с того, что может показаться малым и безобидным, — с отказа со смирением принять благую и всесовершенную волю Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О молитве». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве», посвященные тому, каким должно быть общение с Богом и какова роль молитвы в жизни человека.
Разговор шел о том, что может помочь побороть рассеянность во время молитвы, почему стоит беречься особых эмоциональных и чувственных состояний во время обращения к Богу, а также что дает человеку молитва.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер