
Апостол Павел
2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13.
Глава 13.
3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то́, чем должны быть.
6 О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны.
7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.
8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.
9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, и Бог любви и мира будет с вами.
12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.
13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Второе послание апостола Павла к Коринфянам можно назвать самым эмоциональным из всех павловых посланий. Вместе с этим оно и самое личное. Конечно, многое из того, о чем в нем идет речь, мы понять не можем, так как нам не известны все причины, которые побудили апостола написать это послание. О многом мы можем лишь строить предположения. Но есть здесь и то, что понятно без каких-либо исторических реконструкций.
В этом отрывке есть совершенно замечательная рекомендация апостола Павла, она не привязана к какому-либо времени или же к какой-то особой ситуации, она универсальна: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то́, чем должны быть». Некоторые толкователи полагали, что этот совет апостола в большей степени обращен к нам, а не к христианам древнего Коринфа. Ведь вера коринфских христиан была засвидетельствована множеством духовных дарований, которые были очевидны всем. Из Посланий апостола Павла мы знаем, что эти духовные дарования послужили соблазном для новообращенных христиан: они стали надмеваться по причине присутствия среди них и в них даров Святого Духа. А раз был факт проявления гордости, значит и сами дарования были чем-то очень явным, как сегодня, к примеру, в нашем обществе очень легко определить тех, кто финансово успешен. Такой успех — факт, его невозможно отрицать. Нечто подобное было и среди христиан Коринфа в отношении духовных дарований, а они, в свою очередь, были проявлением веры.
Сегодня совершенно иная ситуация. Мы вынуждены непрестанно задавать самим себе вопрос о том, в вере ли мы. То есть, веруем ли мы во Христа. Дать утвердительный ответ на этот вопрос очень просто. Но каким образом можно подтвердить свою веру? Из Евангелия мы знаем, что верующий во Христа человек станет способен делать удивительные вещи, к примеру, Евангелие от Марка в качестве примера такого рода вещей приводит способность говорить на новых языках, пить смертоносные яды без малейшего вреда для здоровья и прикосновением рук исцелять больных (ср. Мк. 16:17–18). Действительно, в Древней Церкви все это было. У нас — нет. Каким образом мы можем верифицировать свою веру? Да и вообще, если она у нас?
Перечисленные в Евангелии от Марка дарования были способны изумлять современников. Они были необходимы для активного распространения веры в древнем мире. А что изумляет нас изумляет? Способность понимать чужие языки? Вряд ли. Ведь у всех есть «живущие» в мобильных телефонах автоматические переводчики. Современная нам медицина, если ее сравнивать с медициной двухтысячелетней давности, сама по себе чудо. А еще у нас есть множество противоядий. Все то, о чем мы читаем в Евангелии — лишь примеры удивительного действия веры среди людей той далекой эпохи. Сегодня же удивляет совсем иное. Удивляет, когда человек оказывается не порабощен всеобщими тенденциями. Когда он сохраняет индивидуальность и способность оставаться кротким в любой ситуации. Когда человек способен к бесконечном прощению и пониманию. Когда он не отвечает грубостью на грубость. Когда на всех смотрит с любовью и умеет видеть за внешней маской страдающего человека. Это — проявления веры в современном мире. Именно их нам необходимо искать в самих себе.
12 мая. О подвиге преподобного Нектария Оптинского

Сегодня 12 мая. День памяти преподобного Нектария Оптинского, отошедшего ко Господу в 1928 году.
О его подвиге — протоиерей Владимир Быстрый.
С юных лет он стремился к духовной жизни. В 29 лет, уже будучи взрослым человеком, оставил мир и пришел в Оптину пустынь, знаменитый центр русского старчества, где наставниками его стали великие подвижники — преподобный Амвросий Оптинский и преподобный Анатолий Зерцалов. Жизнь в монастыре Нектарий начал с самых скромных послушаний. Трудился в пекарне, ухаживал за садом, носил воду. Его смирение и кротость поражали даже братьев. 20 лет он прожил в полузатворье, не разговаривая ни с кем из монахов, кроме духовника. Он имел благословение от старцев на юродство. А в 1912 году Оптинская братия избрала Нектария старцем, братским духовником, и он стал преемником Оптинских старцев. Он обладал даром прозорливости, предвидел судьбы людей и грядущие испытания России, всегда призывал к надежде. Сквозь тьму богоотступничество воссияет свет Христовой истины. К нему приезжали не только простые крестьяне, но и выдающиеся деятели культуры. Константин Леонтьев, художник Александр Болотов, актер Михаил Чехов. Ко Господу отошел преподобный Нектарий 12 мая 1928 года. В 2000 году он был прославлен в лике святых. Его жизнь напоминает, что даже в самые мрачные времена свет Христовой любви не угасает. Как говорил сам старец, любите Бога и ближних. В этом вся наука. А там, где любовь, там и Бог. Его наследие — это урок стойкости, милосердия и веры, который способно преобразить даже эпоху безверия.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 мая. О личности и трудах Виктора Григоровича

Сегодня 12 мая. В этот день в 1815 году родился филолог и славист Виктор Иванович Григорович.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Исключительно добрый, застенчивый, скромный человек, никогда не выставлявший своего имени и умевший всегда отдавать преимущество собеседнику. Он любил церковно-славянский язык и говорил о том, что язык Матери Церкви является объединяющим началом для всего православного славянства. Путешествуя по европейской части Турции, вникая в памятники филологической культуры южного славянства, особенно подробно занимаясь сербским славянством и его литературными памятниками, Виктор Иванович Григорович оставил после себя ценные труды, весь пафос которых заключается, как и в поэтическом наследии Фёдора Ивановича Тютчева, в желании обновить связи и сплотить православное славянство Европы и России, как имеющего единый духовный корень в православной культуре. Отдавая дань этому замечательному труженику российской филологической науки, помолимся, да упокоит Господь раба Божьего Виктора! И пусть его молитвами славянство, сегодня забывающее о своих корнях, восстановит попранное единство поместных православных церквей!
Все выпуски программы Актуальная тема
12 мая. О важности служения медсестёр

Сегодня 12 мая. Всемирный день медицинских сестер.
О важности служения медсестёр — священник Стахий Колотвин.
Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. Эти слова напоминают каждому христианину о важности смиренного и скромного труда. Конечно, если мы смотрим на врачей, то это восхитительная специальность, это героическая специальность. Люди спасают ближнего, помогают, утоляют наши страдания, и сам Господь недаром носит эпитет «Врач и душ и телес». Но тем не менее, сегодня мы вспоминаем медицинских сестер. Тех людей, которые не стали великими научными светилами. Тех людей, которые, возможно, не имеют технических способностей провести тяжёлую операцию. Которые берут на себя заботу о наших немощах. Когда ты приходишь ко врачу, то от того, как встретит тебя медицинская сестра, зависит твоё расположение. Зависит твоё спокойствие. Психосоматику никто не отменял. Если ты будешь спокойнее, то будет уверенней врач. Ему проще будет тебя лечить. Кроме того, это служение помощи и заботы. Поэтому я тоже вдохновляюсь примером медицинских сестер, сестер милосердия. И мы в каждом деле должны бежать и не первенствовать, а должны помогать ближнему. Потому что если где-то мы от первенства уклонимся, Господь не осудит. А если мы смиренно ближнему не поможем, как это делают замечательные наши медицинские сестры, то тут, конечно, спрос у нас будет особый.
Все выпуски программы Актуальная тема