Левит — третья книга Ветхого Завета, содержит немало предписаний, касающихся как храмовой службы, так и будничной жизни иудеев. Одно из таких повелений, данных Богом через пророка Моисея, гласит: «Не стриги головы твоей кругом, и не порти края бороды твоей» С чем связан этот запрет, каков его смысл? Чтобы ответить на этот вопрос, группа американских ученых проанализировала ряд исторических документов, обретенных археологами на Ближнем Востоке в разное время. Свои выводы профессор древнееврейского языка из Чикаго Джон Уолтон, религиовед из штата Миссури Виктор Мэтьюз и профессор истории университета штата Висконсин Марк Чавалес опубликовали в 2005 году в совместном произведении под названием «Библейский культурно-исторический комментарий».
Комментарий эксперта:
Чтобы дать верную оценку библейскому повелению «не стричь волос кругом», нужно обратить внимание, что оно расположено в тексте Левита между запретами на колдовство и нанесение на тело татуировок и шрамов. Ученые предположили, что эти явления связаны между собой, и гипотезу подтвердил анализ исторических документов. Так, одна из клинописных табличек архива царства Мари, обнаруженного археологами в 1934 году между Мосулом и Дамаском, сохранила информацию, что аморреи использовали отстриженные на висках волосы для гадания. Царский архив города Эблы, раскопанный учеными в 1974 году на северо-востоке Сирии, рассказал, что поклонение языческой богине Астарте предусматривало обряд, при котором адепта кругообразно постригали. Древнегреческий историк пятого века до Рождества Христова Геродотв своем трактате «История» описал аналогичный ритуал, уточняя, что человеку, посвящаемому некому божеству по имени Оротал, сбривали волосы на висках и обрезали часть бороды. Нанесение на тело надписей и шрамову древних жителей Ближнего Востока также было тесно связано с магическими практиками. Надо полагать, что пророк Моисей запретил иудеям стричься и наносить татуировки, чтобы исключить для них любую, даже чисто внешнюю, причастность языческому миру.
Одно из предписаний книги «Второзаконие» звучит так: «Не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем». Чтобы понять смысл этого повеления, американские ученые сопоставили его с данными археологических исследований 1929 года. Французские археологи под руководством Клода Шеффера откопали тогда на территории Сирии развалины древнего города-государства Угарит. Среди руин были найдены тысячи глиняных табличек на особом угаритском языке, и немалая часть этого архива оказалась посвящена религиозным культам и обрядам.
Комментарий эксперта:
Религиозные тексты Угарита содержат немало мифов о божествах, которым поклонялись жители этого государства. Цикл сказаний о Ваале изобилует подробностями, послужившими основой формирования многих обычаев и традиций. Так, жители Угарита воспроизводили действия, описанные в рассказе о том, как языческий бог Ил оплакивал смерть своего сына Ваала. Ил терзал себя каменным скребком, и угаритяне, в подражание ему, провожая покойников, наносили себе раны острыми осколками. Именно поэтому в угаритском эпосе о другом божестве, Акхате, место погребения усопших названо «курганом глиняных черепков».
При этом все умершие причислялись к богам и требовали поклонения. Одной из форм жертвоприношений покойным было также описанное в сказании о Ваале выстрижение волос над глазами — то есть, попросту, челки. Безобидная на первый взгляд прическа являлась на Ближнем Востоке свидетельством языческого мировоззрения, и потому Бог поставил ее под запрет для израильтян.
Господь дал иудеям через пророка Моисея закон, освятив своим участием все сферы их жизни. В числе прочего, Он учил свой народ с благоговением относиться к телу. Служа вместилищем души, оно не должно бесчестить её и осквернять приметами идолопоклонства — особой стрижкой или татуировками. Показанный учеными контраст между этим библейским повелением и отраженными в артефактах языческими ритуалами демонстрирует, насколько особое положение занимали иудеи среди прочих племён древнего Ханаана.
Альметьевск. Храм Петра и Павла
Город Альметьевск расположен на юго-востоке республики Татарстан. До 1953 года он значился на картах как село Альметьево. Здесь с восемнадцатого века проживали башкиры, исповедующие ислам. А в середине двадцатого столетия население стало многонациональным. На территории посёлка обнаружили нефть, для обслуживания месторождения сюда приехали специалисты со всего Советского Союза. Среди них было немало православных. Построить церковь они не имели возможности, ведь власть в государстве принадлежала атеистам. Первый храм в Альметьевске появился только в 1992 году. Администрация города в ответ на просьбу верующих выделила здание старой котельной на улице Чернышевского. Безликую кирпичную коробку перестроили, и получилась просторная уютная церковь с трёхъярусной колокольней над входом. Её освятили во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. С открытия Петропавловского храма началась новая страница в истории Альметьевска!
Радио ВЕРА в Альметьевске можно слушать на частоте 99,6 FM
«Мужественность и женственность». Иеромонах Нестор (Архипов)
Гостем программы «Семейный час» был военный священник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами иеромонах Нестор (Архипов).
Разговор шел о мужественности и женственности, о ролях мужчины и женщины в семье и о том, как проявляются в семейной жизни ответственность, забота и любовь.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час
Белгород. Писатель, православный просветитель Иван Шидловский
Сегодня имя писателя Ивана Шидловского малоизвестно в России. А между тем, его биография — часть славной истории Белогорья. Иван Николаевич родился 27 ноября 1816 года в селе Грушовка Белгородской губернии, в семье небогатого дворянина. Получил юридическое образование в Харьковском университете и был определён на службу в Санкт-Петербург. В Северной столице познакомился с Достоевским. Молодые люди проводили время в беседах, о которых Фёдор Михайлович вспоминал позднее: «Сколько поэзии! Сколько гениальных идей!» Талант Шидловского отразился в литературном творчестве. Иван Николаевич сочинял стихи и пьесы, писал статьи по истории Русской православной церкви. В пятидесятых годах девятнадцатого века он отправился в Валуйский Николо-Успенский монастырь с намерением принять иноческий постриг. Прожил там больше года послушником. Затем по совету духовника вернулся в родную Грушовку, где занялся просвещением крестьян. Документальные свидетельства о незаурядном жителе Белогорья бережно хранятся в Белгородском литературном музее.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM