Священномученик Михаил Виноградов родился в тысяча восемьсот семьдесят третьем году, в Подмосковье, в семье священника. Он получил духовное образование, долго служил учителем, а в тысяча девятьсот шестом году стал священником. С тридцатого годя отец Михаил служил в Наро-Фоминском районе. При церкви жили три монахини из закрытой Зосимовой пустыни. Еще две сестры поселились неподалеку. В тридцать первом году их и священника арестовали. Свидетели - председатели сельсовета и колхоза - рассказали: «Виноградов, желая привлечь в церковь больше народа, совместно с монашками вычистил в церкви все до яркого блеска и сорганизовал из монашек и верующих хороший хор». Антиколхозный замысел следствию был очевиден. Отец Михаил отрицал, что вёл антисоветскую агитацию. Это не помешало приговорить его к пятилетней ссылке в Казахстан. Через год священномученик Михаил скончался. Он был погребен в безвестной могиле.
1 сентября. Елена Смаглюк
1 сентября — день знаний. Однажды в этот день я получила важный урок от Господа.
«Вот тебе и доброе утро» — с иронией подумала я, оглядев квартиру за 15 минут до выхода семьи из дома. Муж еле-еле натягивал пиджак, никак не мог до конца проснуться. А наши семеро детей закопались каждый в своих, на мой взгляд, не нужных в данный момент занятиях. Старшие дети — дочки — спорили, делили сумки, рюкзаки и очередь к утюгу. Средняя девочка, Юля, — никак не могла выбрать бантики. Младшие дети — сыновья — играли и ждали, когда я их одену. «Да, всё только на мне и держится — пробормотала я мужу, — ты мне совсем не помогаешь».
Пять школьников, дошкольник и младенец на руках. В таком составе мы выходим из дома, точнее, выбегаем из дома, уже опаздывая на линейку. Степан, средний сын, вызвал лифт, но вспомнил, что забыл кофту дома, решил вернуться за ней. И оставил на проходе свой любимый скейтборд. Я наступила на эту доску на колесиках и, подлетев, упала плашмя, всем телом! Сказать, что было больно — не сказать ничего.
До школы я дошла, еле сдерживая слёзы от боли. Стоять было больно, сидеть тоже, да ещё и рукой трудно пошевелить. После окончания линейки отправилась в травмпункт. Диагноз — перелом. «Ничего страшного — подумала я — рука сломана левая, переживу как-нибудь».
Но не тут-то было. Сложности начались практически сразу. Разуться самостоятельно не получилось, потому что привыкла расстёгивать липучки на босоножках правой рукой, но опираясь левой о стену. Переодеться оказалось ещё сложнее. Спать первые две ночи было так неудобно и больно, что я даже плакала. Готовка, уборка, покупки в магазине, прогулки с детьми — всё стало делать намного тяжелее.
Я поняла, что никогда не задумывалась о том сколько всего делаю двумя руками. Одна держит, другая режет, одна несёт сумку, другая открывает входную дверь, одна распахивает дверцу холодильника, другая — ставит кастрюлю.
И только теперь я поняла, что всё это совсем не про руки, а про мою благодарность. Став беспомощной, я увидела, что жизнь нашей семьи не остановилась, а всё потому что не на мне одной всё держалось.
Оказалось, старшая дочь отлично справляется с мытьем посуды и наведением уюта на кухне, вторая дочка делает шикарные прически сёстрам, третья — лучшая нянька для малышей, наш неугомонный Степан — душа компании — устраивает песенные вечера для всей семьи, Юля — здорово организовывает уборку и сортировку игрушек.
А муж? А муж всему голова. Он много работает, для того, чтобы обеспечить нас всем необходимым. При этом каждую свободную минуту, проводит с нами — со своей семьёй. Выводит нас на интереснейшие прогулки, выбирает и показывает прекрасные фильмы. И у него хватает сил выслушать каждого.
Так где же была моя благодарность всем окружающим меня людям? Оказывается, я ценила каждый свой поступок, и не замечала поддержки близких, без которой у меня ничего бы не получилось.
Сейчас я учусь смотреть по сторонам и благодарить: мужа за его заботу, поддержку и опору, детей, за их любовь и помощь, всех окружающих людей продавцов кассиров учителей, врачей, водителей и родителей — за то, что каждый на своём месте делает то что должно и что уж говорить о благодарности Богу — без благословения которого я себе вообще не представляю, как сложилась бы каждая секунда моей жизни.
Рука, чудесным образом зажила быстрее, чем думали врачи, и чем я надеялась. И Слава Богу за этот урок на первое сентября. Урок благодарности.
Автор: Елена Смаглюк
Все выпуски программы Частное мнение
Что превыше веры…. Сергей Кубасов
Будучи неофитом, я не раз впадал в осуждение людей других вероисповеданий. Теперь стараюсь избегать этого, оставляя Суд Богу. После одного случая.
В тот день мне, гиду Паломнической службы Валаамского монастыря выпал выходной. И я решил прогуляться по острову. Сначала направился на берег Монастырской бухты к старинной каменной часовне в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Зашел внутрь и увидел там двух молодых людей — парня и девушку. На вид — лет тридцати. Обычная картина, в часовню постоянно заходят приезжающие на остров люди. Но этот парень особо привлёк парень внимание. Он стоял с покрытой головой. Голову девушки украшал красивый платок-шаль. Обратившись к молодому человеку, я подсказал ему, что мужчинам в таком святом месте следует снимать головной убор.
— Мы — буддисты, — прозвучал неожиданный, удививший меня ответ. Но шапочку парень всё же снял.
Скоро я вышел наружу. За мной следом покинула часовню и пара.
На вид это были обычные люди, и одеты по-современному, как большинство сегодня. Но очень трогательно общались друг с другом. Не спеша они направились вверх — в сторону центральной усадьбы обители.
И тут меня что-то потянуло подойти к ним и заговорить. Оказалось, они — Петербуржцы, впервые решили побывать на Валааме.
Неожиданно для себя, я сменил свои планы и предложил им, насколько позволит время, познакомить с монастырём. А прежде — посетить Игуменское кладбище, куда ведёт красивая аллея старинных деревьев. Я объяснил, что денег мне за это не надо. Ребята искренне обрадовались предложению.
Всю дорогу Роман и Елена — так звали этих людей — с интересом слушали мой рассказ про обитель.
В главный собор мы вошли уже как хорошие знакомые. И с благоговением. Внутри нижнего храма было не многолюдно. Я заметил свою коллегу. Она только что распрощалась с очередной группой туристов и стояла возле чудотворной иконы Богородицы «Валаамская». Мы встретились взглядами и, улыбаясь поприветствовали друг друга. Подойдя ближе я представил гостей:
— Вот, ребята буддисты из Петербурга, первый раз на Валааме.
И тут моя коллега так искренне улыбнулась, буквально с распростертыми объятиями устремилась навстречу моим новым знакомым:
— Идите сюда, мои хорошие, поближе — к Царице Небесной, — и, обняв их, повлекла к чудотворному Образу Богородицы. Встав рядом, она стала петь молитвы и прославлять Божию Матерь. Глаза моей коллеги излучали свет и тепло любви.
В этот момент что-то произошло и со всеми нами. Потекли слёзы умиления и счастья, на душе стало светло и радостно. Вдруг все мы стали едины в ощущении излившейся на нас благодати и любви Бога.
Мы вышли из собора почти как родные люди. Ребята оказались мужем и женой, в этот день у них был годовщина— пять лет совместной жизни.
Всю обратную дорогу к причалу они удивлялись месту, где оказались, радовались всему, что здесь с ними произошло, говорили, что хотят обязательно приехать снова.
Молодые супруги увезли с собой опыт соприкосновения с живой веры моей коллеги, любви, которая согревает людей.
Автор: Сергей Кубасов
Все выпуски программы Частное мнение
Цветок от святого. Екатерина Каштанова
Маленький отпуск за свой счет, длинною в несколько дней я позволила себе ради того, чтобы съездить в Краснодар на первый день рождения племянника. Это — официальная версия. А если честно, очень устала. И надеялась, раз уж еду в сторону юга, и на море хоть немного времени провести. Поэтому все путешествие тщательно распланировала.
Итак, в Краснодаре аэропорт был закрыт. Поэтому я полетела в Сочи, чтобы оттуда на скоростной электричке добраться до Краснодара. Думаю, многие знают, что сочинский аэропорт находится в Адлере. Туда я и прилетела. Думала, что оттуда же отправляется поезд на Краснодар. Но! О ужас, он отправлялся из самого города Сочи, что в сорока минутах езды от Адлера.
В общем, на свою скоростную электричку я опоздала. И началась кутерьма с транспортом! Сорвались все планы. Тот поезд, на который я поменяла билеты, приходил уже ночью. Это означало, что не просто мы лишились вечерних посиделок, я еще и разбивала всем ночной сон накануне торжественного дня.
Отпуск? Я хотела отдохнуть? Эта транспортная путаница высосала из меня остатки и душевных, и духовных сил. Я и так от накопившейся усталости почти не молилась последнее время. А тут — совсем поплыла. Одно раздражение, досада, печаль... Только и смогла сказать: «Господи, ну помоги!»
Поезд пришел глубокой ночью. Заспанный зять быстро открыл мне дверь, чтобы не перебудить семью. На следующий день мы весело отпраздновали первый год жизни нашего маленького именинника: повидались с родственниками, погуляли по городу, сделали массу фотографий. А через день мне пришла пора уезжать.
Дорога вновь предстояла «на перекладных». Встать рано утром, чтобы без пробок доехать через весь город до вокзала Краснодара и не опоздать. Далее, успеть сесть на скоростную электричку до железнодорожного вокзала Адлера. А оттуда доехать на такси, и желательно без пробок, до аэропорта, чтобы успеть на свой самолёт в Москву. По прогнозам транспортных приложений пробки могли меня ожидать и на пути из дома до вокзала в Краснодаре, и в дороге от вокзала до аэропорта в Адлере. Какое уж тут море... Домой бы вернуться.
С самого утра я начала уже усердно молиться святителю Николаю как помощнику путешествующим. С сестрой попрощались в дверях квартиры, чтобы не будить малыша. Я одна вышла на улицу. Стояла у подъезда и ждала такси. И тут...
Из соседнего двора прямо ко мне идет то ли уставший, то ли сонный зрелый мужчина с сединой в бороде, в волосах и ... с веткой дикой лилии в руках. Согласитесь, редко в 5 утра можно встретить человека с лилией, вероятно, сорванной в ближайшем палисаднике. Кстати, лилия — мой любимый цветок.
Поравнявшись со мной, мужчина резко протянул мне эту ветку и буркнул как бы нехотя:
— С праздником
— А с каким? — удивлённо успела спросить я.
— Да, вроде, святого Николая — ответил человек и ушёл.
Я стояла ошарашенная какие-то мгновения. Как человек, который даже толком не знает святого, поздравляет меня с его праздником который отмечали неделю назад? Да еще моим любимым цветком? Словно сам святой Николай прислал мне этого человека для укрепления перед сложной дорогой через нежное творение Божие — цветок.
Подьехало такси. Я села в машину и всю дорогу смотрела на свою ветку белых лилий от святого Николая.
Надо ли говорить, что до вокзала мы долетели без пробок. Я вовремя села в электричку и сразу поставила в воду свой подарок от святого. Лилия благоухала все 4 часа дороги до моря, двадцать минут в такси без пробок до аэропорта и 3 часа полета до Москвы.
Как нежно, с какой любовью получаем мы ответ на молитвы. И почему суета и напряжение гасят наш молитвенный пыл, когда наоборот именно молитва — первая помощь в решении любых трудностей. Но стоит поднять глаза к небу, обратиться к святым, к Господу, как мы получаем явный ответ.
Автор: Екатерина Каштанова
Все выпуски программы Частное мнение