На острове Кижи, в знаменитом музее под открытым небом, есть небольшая деревянная церковь в честь Воскрешения Лазаря. Ее называют жемчужиной музея, это – один из самых древних дошедших до нас памятников русского деревянного зодчества. Построил её в середине 14 века греческий монах Лазарь, который провёл большую часть своей жизни на русском Севере.
Лазарь родился и принял монашеский постриг в Константинополе. Но затем отправился в Но̀вгород, чтобы изучать и копировать новгородские иконы. Здесь он нашел себе духовного наставника – святителя Василия, местного архиепископа, - и решил не возвращаться на родину. Десять жил Лазарь под руководством святителя - до его праведной кончины. После смерти наставника Лазарь очень скорбел, и хотел даже вернуться назад в Константинополь. Но духовник явился ему во сне и посоветовал отправиться на далекий остров Мурманский в Онежском озере, чтобы там без помех молиться и совершать монашеские подвиги. Прибыл святой Лазарь один на благословенное место. Поставил крест, построил хижину и небольшую часовню.
Язычники, жившие на острове, невзлюбили отшельника. Они много раз нападали на Лазаря, избивали его и угрожали убить. Монаху пришлось тайно выкопать себе на горе пещеру и скрываться там по ночам. Однажды, островитяне, полагая, что Лазарь спит в своей хижине, подожгли ее. Он, увидев с горы зарево, опечалился - в хижине осталась икона Успения Божией Матери, которой его благословили при монашеском постриге. Идя на пепелище, Лазарь горько размышлял о том, что, видимо, Господь не благословил его жительство на диком острове, и нужно покидать эти места. Каково же было удивление подвижника, когда он увидел, что нисколько не пострадавшая икона висит в воздухе, никем не поддерживаемая, и сияет, словно солнце! Тогда инок окончательно утвердился в истинности своего пути. По мере своих сил он продолжил молиться и просвещать местных жителей.
Вскоре Господь послал ему еще одно утешение. К Лазарю явился старейшина местного племени:
"Помоги мне, белый учитель, и мы навсегда покинем этот остров, и ничем более не будем досаждать тебе, как и велят твои слуги. Много раз мы хотели напасть на тебя, но воины в серебряных латах преграждали нам путь и велели не причинять тебе зла."
"Жив Господь и душа моя будет жива! Эти слуги – ангелы небесные, которые хранят каждую крещёную душу. Какую же помощь хочешь ты получить от меня?"
"Вот мой единственный сын, слепой от рождения. Исцели его!"
Вдохновлённый рассказом старейшины об ангельской помощи, Лазарь отслужил молебен Божией Матери и окропил отрока святой водой. Когда же мальчик приложился к иконе, то прозрел. В благодарность отец принес Лазарю оленьи шкуры и пищу. Убедившись в истинности веры Лазаря, старейшина язычников сам принял крещение и монашеский постриг. Следом за ним крестились и многие другие его родственники. А на месте, где исцелился отрок, Лазарь построил деревянную церковь, и новгородский архиепископ освятил ее в честь Воскрешения Лазаря.
Постепенно вокруг отшельника стали собираться люди, желающие жить рядом с ним, чтобы получать духовную пользу. Это были и новокрещённые жители острова, и приехавшие из других земель. Пришли на остров даже несколько иноков из Киево-Печерской Лавры, искавших более уединённой жизни. Они воздвигли на острове еще одну церковь - в честь Успения Божией Матери.
Между тем преподобный Лазарь достиг глубокой старости. Ему исполнилось 105 лет, и старец чувствовал, что его кончина уже близка. Тогда он призвал к себе братию, простился со всеми, назначил нового игумена и, причастившись, отдал Богу душу. Со слезами провожали в последний путь жители острова своего апостола, променявшего изобильный греческий край на скудную полоску земли посреди ледяных волн, чтобы принести и сюда свет веры Христовой.
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.