Меня всегда интересовали впечатления поэтов о творчестве друг друга – в камерном ли разговоре или в интервью, в предисловии или сжатой рекламации на обложке сборника. Вот – прекрасный русский лирик с казахским именем – Бахыт Кенжеев – проникновенно говорит о са́мом, как я считаю, московском из петербургских поэтов – о Виталии Дмитриеве, чью «Первую книгу стихотворений» (это её название!) я держу сейчас в руках:
«Прямота лирического высказывания, бесстрашие поэтической речи, завораживающая песенность интонаций – все это позволяет отнести моего старого товарища к числу наиболее замечательных поэтов нашего поколения. Стихи его, на первый взгляд, простые и прозрачные, не чужды петербургской призрачности, их ровное дыхание обманчиво – за ним таится сдержанный крик Блока, тайный надрыв цыганского хора и сладкая горечь русского романса. В наш смутный век, мне кажется, такие стихи особенно необходимы ищущему читателю».
Сразу оговорюсь, что «Первая книга стихотворений» Виталия Дмитриева, на обложке которой напечатаны слова его друга, вышла из печати, когда поэту перевалило за пятьдесят. До того он обильно публиковался лишь в журналах и альманахах. А к нашим дням, когда он разменял свой седьмой десяток, в его активе – уже три сборника, один из которых выразительно называется «Надстрочник». И в каждую из книг Дмитриев включил немало своего таинственного и классического.
Это ветра свободный порыв
в хищной зелени Летнего сада.
Это Ладога в Финский залив
пробегает сквозь строй Ленинграда.
Перевёрнут дворцовый фасад,
на воде отпечатанный чётко,
но превыше дворцов и оград –
тёмных веток сырая решётка.
Посмотри – возле Стрелки Нева
поневоле смиряет теченье,
разбегаясь на два рукава,
разводя их почти в изумленьи.
И сквозь время, сдержавшее крик,
плещут волны, мерцая тревожно.
Это жизнь, от которой на миг
отвернуться без слёз невозможно.
Виталий Дмитриев, «Это ветра свободный порыв…»
Откликаясь в печати на выход в 2006-м году «Первой книги стихотворений» Дмитриева, его соратник по легендарному литературному содружеству «Московское время», уже цитированный мною Бахыт Кенжеев, – сказал и другие важные вещи:
«…В его стихах много любви (хотя строго любовных среди них почти нет). Любви к мирозданию, к друзьям, к городу, к стране, к собственному ремеслу.
Вот почему стихи Дмитриева, что называется, берут за душу. Он понимает (как и полагается поэту) свое ничтожество перед лицом высших сил, и при этом, следуя заветам русской классики, ощущает к этим силам неизбывную благодарность.
Его метафизика не академична и не напыщенна, она рождается из самой жизни. И потому к ней охотней открывается сердце читателя».
В снегу протоптана тропинка,
а он все падает с небес, –
летят безумные снежинки
слепой судьбе наперерез.
И все ж – попробуй сфокусируй
хоть на одной беспечный взгляд.
Сплошные точки и пунктиры
сквозь вечность к Господу летят…
Лыжня вдоль Финского залива
слегка подтаяла с утра.
…стакан …бутылка из под пива…
от мандаринов кожура…
крик электрички… лай собачий…
луна глядящая в окно…
Все в мире связано, иначе –
все развалилось бы давно
Виталий Дмитриев, «В снегу протоптана тропинка…»
18 июня. О вере с надеждой

В 4-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова об Аврааме: «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов».
О вере с надеждой — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Апостол Павел замечает, что Авраам поверил с надеждою. Оказывается, что вера может сочетаться с другими добродетелями. И можно даже утверждать, что, соединённая с другими христианскими качествами, она становится спасительной.
В противоположность такой вере можно поставить холодную, бездеятельную веру, которая присуща демонам. Об этом святой апостол Иаков сказал:«И бесы веруют». Однако их вера не приносит результата. Они не хотят быть с Богом и не спасаются. Такая вера не порождает добродетелей, не приносит им гармонии и счастья, полноты в Боге.
А вера, соединённая с надеждой, приносит спасительный плод. Так было с Авраамом и с женщиной, у которой была страдающая беснованием дочь. Она не только верила, что Христос обладает чудодейственной целительной силой, но и надеялась, что Он поможет. У этой женщины сила веры, соединённой с надеждой, была такова, что она не отступала от Спасителя, пока Он не исполнил ее желание. При этом Господь похвалил ее и сказал: «О женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему!» И исцелилась дочь её в тот час.
Укрепим и мы нашу веру надеждой и добрыми делами.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 июня. Об истории Игоревской Иконы Божией Матери

Сегодня 18 июня. Церковь чтит Игоревскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Икона Божией Матери Игоревская — древний список высокой византийской иконописи, но связана она с трагическими событиями, происшедшими с благоверным князем Черниговским и Киевским Игорем Кротким Агнцем, который, не ища власти, был властолюбцами, гоним, истязаем, заключаем в темницу, потом и в монастырь, где он, приняв уже и монашеский постриг в покаянии и молитве, совершал жизнь свою, но во время молитвы перед этой иконой был настигнут ненавистниками, жестоко убит, и эта икона остаётся благодатным памятником и его святости, и той кротости Пресвятой Богородицы, которая укрепляет исповедников, мучеников в их подвиге, в их кроткой жизни и мученической смерти за Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 июня. Об отношении Христа к нераскаянным грешникам

В 7-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие».
Об отношении Христа к нераскаянным грешникам — протоиерей Артемий Владимиров.
«Какое есть согласие, сочетание, — вопрошает апостол Павел, — между светом и тьмой, Христом и Велиаром? Никакого. Не приселиться к Нему делающий беззаконие, — говорит о святости божества святой царь Давид. Нет места дьяволу там, где присутствует Христос, самосущая истина, испущающая лучи правды и любви».
И так всякий человек, преданный греху, всякий,попирающий собственную совесть, сам бежит, как сгусток тьмы, от явления присносущного надмирного света. И эти слова Господа говорят о том, что мы призваны тянуться ко Христу, как цветы к солнцу, и, чая пришествия Спасителя, должны сами освобождаться от малейшей темноты, страстей, греховных помыслов, деянием чистых, оплакивая их в исповеди, отказываясь от них, призваны исполняться божественного света с тем, чтобы на судище Господнем прильнуть ко Спасителю, будучи веточками, привитыми к вечно цветущей лозе, воскресшему Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема