
Зоя Ильенкова прожила долгую и трудную жизнь. Много лет женщину считали дочерью «врага народа». Своего отца — священника Александра Ильенкова, Зоя Александровна в последний раз видела ещё школьницей, но образ его хранила в памяти до последнего часа и говорила, что всегда ощущала папину незримую поддержку и заступничество.
Александр Ильенков родился в семье священника. По окончании Таврической Духовной семинарии приехал в украинское село Черниговка, где и познакомился со своей будущей женой. В семье родилось трое детей. Мужем и отцом Ильенков оказался прекрасным. Умел всё делать по хозяйству — руки у него были золотые, хорошо разбирался в медицине, знал иностранные языки. Он нежно любил дочерей и сына и воспитывал их по Божьим заповедям. Учил прощать и просить прощения. В семье порой случались ссоры и обиды. Но любовь неизменно побеждала.
В 1924-ом году Ильенков принял сан священника. Жена умоляла его не делать этого — времена были лихие и она боялась за семью. Но супруг, обычно сговорчивый, не уступил. Гонения на религию он воспринимал как величайшее зло и чувствовал, что именно сейчас должен стать священником. После рукоположения отец Александр вместе с семьёй переехал в село Новопавловка. Местные жители полюбили батюшку, а власти мешали ему как могли. Однажды на его дом напали пьяные комсомольцы. Глава семьи кинулся прятать детей и не напрасно. Пуля, влетев окно, по счастью попала в самовар. Односельчане, разбуженные шумом, прогнали комсомольцев, но спасти от ареста отца Александра они не могли.
Батюшку выпустили из тюрьмы через неделю. Сельский храм за это время успели разгромить. Ильенковы переехали в Бердянск. Отец Александр служил в Покровской церкви, а чтобы прокормить семью работал чернорабочим. В 1937-ом году его снова арестовали, обвинив в контрреволюционной деятельности. Дочь Зоя в надежде увидеть папу однажды прибежала к тюрьме. Но когда вывели арестованных, с трудом узнала отца. А узнав, испугалась: «Всегда добродушный папа на меня не посмотрел. У него был разбит весь лоб, и он еле передвигал ноги. Как потом узнали, пытки проводили самым изощрённым методом», — вспоминала Зоя Александровна. Больше она отца не видела. Его осудили на пять лет, и сослали в лагерь.
Но даже там отец Александр оставался главой своей семьи. Писал родным письма. Просил, чтобы дети учились. Советовал Зое закончить десятилетку и поступать в институт. Поздравлял с православными праздниками. В одном из писем были такие слова: «Родные мои, спасибо вам огромное за посылку. Не надо так сильно стараться, чем проще, тем лучше. Сильно не переживайте, спасибо вам огромное, что ждёте». Он находил в себе силы шутить и надеялся, что ему удастся вернуться к семье. «Если увидимся, всё расскажу, а главное — чтобы уцелеть, что всего труднее — питание недостаточное, а задания не по силам», — писал отец Александр в 41-ом году. Надежды эти не сбылись, в 42-ом батюшка скончался. Ему было всего 46.
Зоя ничего не знала о его судьбе. Шла война, 18-летнюю девушку немцы угнали в Германию. Дочь думала об отце постоянно. И однажды увидела сон: на небе распустился бутон и из него появился Лик Спасителя, а рядом на коленях стоял отец в ярких одеждах и молился. Позже, когда Зоя вернулась на Родину, она узнала, что этот сон приснился ей в ту ночь, когда папа умер.
Зоя Александровна выполнила его завет — получила высшее образование, стала преподавателем. Однажды к ней в дом пришли профсоюзные деятели. Увидев иконы, потребовали их снять. Ильенкова категорически отказалась. Она всю жизнь хранила 18 писем, открытки и записки, присланные из ссылки отцом. И часто видела его во сне. Рана от потери оказалась незаживающей. На душе дочери стало легче только в 2000-ом году, когда новомученик Александр Ильенков был причислен к лику святых.
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема