Зоя Ильенкова прожила долгую и трудную жизнь. Много лет женщину считали дочерью «врага народа». Своего отца — священника Александра Ильенкова, Зоя Александровна в последний раз видела ещё школьницей, но образ его хранила в памяти до последнего часа и говорила, что всегда ощущала папину незримую поддержку и заступничество.
Александр Ильенков родился в семье священника. По окончании Таврической Духовной семинарии приехал в украинское село Черниговка, где и познакомился со своей будущей женой. В семье родилось трое детей. Мужем и отцом Ильенков оказался прекрасным. Умел всё делать по хозяйству — руки у него были золотые, хорошо разбирался в медицине, знал иностранные языки. Он нежно любил дочерей и сына и воспитывал их по Божьим заповедям. Учил прощать и просить прощения. В семье порой случались ссоры и обиды. Но любовь неизменно побеждала.
В 1924-ом году Ильенков принял сан священника. Жена умоляла его не делать этого — времена были лихие и она боялась за семью. Но супруг, обычно сговорчивый, не уступил. Гонения на религию он воспринимал как величайшее зло и чувствовал, что именно сейчас должен стать священником. После рукоположения отец Александр вместе с семьёй переехал в село Новопавловка. Местные жители полюбили батюшку, а власти мешали ему как могли. Однажды на его дом напали пьяные комсомольцы. Глава семьи кинулся прятать детей и не напрасно. Пуля, влетев окно, по счастью попала в самовар. Односельчане, разбуженные шумом, прогнали комсомольцев, но спасти от ареста отца Александра они не могли.
Батюшку выпустили из тюрьмы через неделю. Сельский храм за это время успели разгромить. Ильенковы переехали в Бердянск. Отец Александр служил в Покровской церкви, а чтобы прокормить семью работал чернорабочим. В 1937-ом году его снова арестовали, обвинив в контрреволюционной деятельности. Дочь Зоя в надежде увидеть папу однажды прибежала к тюрьме. Но когда вывели арестованных, с трудом узнала отца. А узнав, испугалась: «Всегда добродушный папа на меня не посмотрел. У него был разбит весь лоб, и он еле передвигал ноги. Как потом узнали, пытки проводили самым изощрённым методом», — вспоминала Зоя Александровна. Больше она отца не видела. Его осудили на пять лет, и сослали в лагерь.
Но даже там отец Александр оставался главой своей семьи. Писал родным письма. Просил, чтобы дети учились. Советовал Зое закончить десятилетку и поступать в институт. Поздравлял с православными праздниками. В одном из писем были такие слова: «Родные мои, спасибо вам огромное за посылку. Не надо так сильно стараться, чем проще, тем лучше. Сильно не переживайте, спасибо вам огромное, что ждёте». Он находил в себе силы шутить и надеялся, что ему удастся вернуться к семье. «Если увидимся, всё расскажу, а главное — чтобы уцелеть, что всего труднее — питание недостаточное, а задания не по силам», — писал отец Александр в 41-ом году. Надежды эти не сбылись, в 42-ом батюшка скончался. Ему было всего 46.
Зоя ничего не знала о его судьбе. Шла война, 18-летнюю девушку немцы угнали в Германию. Дочь думала об отце постоянно. И однажды увидела сон: на небе распустился бутон и из него появился Лик Спасителя, а рядом на коленях стоял отец в ярких одеждах и молился. Позже, когда Зоя вернулась на Родину, она узнала, что этот сон приснился ей в ту ночь, когда папа умер.
Зоя Александровна выполнила его завет — получила высшее образование, стала преподавателем. Однажды к ней в дом пришли профсоюзные деятели. Увидев иконы, потребовали их снять. Ильенкова категорически отказалась. Она всю жизнь хранила 18 писем, открытки и записки, присланные из ссылки отцом. И часто видела его во сне. Рана от потери оказалась незаживающей. На душе дочери стало легче только в 2000-ом году, когда новомученик Александр Ильенков был причислен к лику святых.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница