Преподобный Феодор Санаксарский (в миру дворянин Иван Игнатьевич Ушаков) родился в 1718 году в богатой дворянской семье в родовом имении под Ярославлем. Его мать скончалась, когда Ванечке было всего шесть лет. Овдовевший отец вскоре женился снова, и мачеха, женщина добрая и набожная, сумела утешить мальчика, а, главное, передать ему самое драгоценное, что было у нее - любовь к Богу, веру в Его благой промысел.
Достигнув зрелого возраста, Иоанн поступил на военную службу. И вот, однажды, он, – блестящий гвардейский офицер, любимец высшего общества, - идет на пирушку к товарищам. Хрусталь, вино, музыка, яркий свет. Веселье было в самом разгаре, когда один из гвардейцев вдруг падает за́мертво. И перед Иоанном снова встают его детские годы, когда смерть внезапно похитила у него любимую мать. Теперь он потерял друга. А самое главное, Иоанн с ужасом понял, что и сам он, умерев вот так же внезапно, без покаяния, может лишиться того, что дорого ему больше всего на свете, больше самой жизни - Царства Небесного.
Этой же ночью Иоанн собрал вещи и спешно покинул столицу, сославшись на то, что ему нужно срочно посетить родительский дом. За городом он отпустил слугу и карету, а сам переоделся в нищенскую одежду и отправился пешком в поморские леса, решив провести остаток жизни в тишине и уединении.
После нескольких дней пути привыкший к роскошной жизни юноша устал. Мысли о родном доме не давали покоя.
В это время мимо пронеслась роскошная карета. Кучер огрел Иоанна кнутом, приняв его за нерасторопного нищего, не успевшего вовремя отскочить. Юноша узнал герб на дверке. Это была карета его дяди. Горькие и страшные минуты пережил вчерашний дворянин. Он мог бы быть в этой карете, сидеть на мягких подушках, есть маковое печенье! Но больше голода его мучило унижение, которое довелось пережить. Какой-то кучер посмел ударить грязным кнутом его – офицера и дворянина! Тщеславные помыслы накинулись на неокрепшую душу с лютой силой. Но, помолившись Господу, Иоанн сказал себе так: « - Не для того одел ты нищенские лохмотья, чтобы вспоминать о своей родовитости. Сам Господь позволил мучителям Себя бичевать, хотя был чист и безгрешен. Неужели же тебя, грешного, не за что было ударить? Успокойся, и ступай далее с миром».
Это была первая духовная брань, в которой Иоанну довелось одержать победу. Он продолжал свой путь все дальше и дальше, на Север, пока не поселился в одном из далеких монастырей на берегу Северной Двины.
Сбежавшего офицера, который самовольно оставил службу, отыскали спустя три года. Род Ушаковых был настолько известным, что сама императрица Елизавета предложила Иоанну вернуться к прежнему званию и положению.
Через три года, в 1748 году, в Александро-Невской Лавре, Иоанн Ушаков принял постриг с именем Феодор. Девять лет он жил в Лавре простым монахом. Но люди потянулись к Феодору за советом и утешениям, видя его высокую жизнь. Некоторые иеромонахи были этим возмущены и добились того, что Феодор был сослан в далекую Саровскую пустынь. Многие его духовные чада отправились следом за своим наставником.
Спустя время количество учеников так выросло, что старцу отдали обедневшую Санаксарскую пустынь, находящуюся неподалеку от уездного города Темникова, на левом берегу реки Мокши. Лишь теперь, став настоятелем монастыря, отец Феодор принял священнический сан.
Многие скорби перенес он на этом посту. Самое страшное - предательство и клевета духовных чад. Градоначальник города Темникова, вдохновленный проповедью старца и его жизнью, попросился под его духовное руководство. Но будучи человеком жадным и безжалостным, он вел грабительскую политику в отношении горожан. Преподобный не побоялся отправиться к градоначальнику и обличить свое сановитое чадо в то время, когда тот сидел в зале заседаний. Формально это было оскорбление, причем, нанесенное не самому человеку, а его должности. Градоначальник пожаловался губернатору, а тот в свою очередь доложил в Синод, что настоятель Санаксарской обители бунтует против светской власти. Старец был запрещен в служении и сослан в Соловецкий монастырь. Но и тут видна милующая рука Господа. Не эта ли ссылка оказалась тем самым врачеванием тщеславия, которого просил некогда юноша Иоанн, плача от обиды в пыли на проезжей дороге?
Только перед самой смертью святой был возвращен в столь любимый им Санаксарский монастырь, где вскоре и предал душу Тому, ради Которого терпел всю жизнь поношения и скорби.
Мощи святого и по сей день покоятся в этом монастыре. Присутствие его ощущается здесь так живо, что невольно произносишь в сердце: «Попроси и обо мне у Небесного Царя».
Псалом 131. Богослужебные чтения
Я сейчас задам вам один вопрос — только не подумайте, пожалуйста, что у меня, как говорят, «не все дома». И вот вопрос: а какой у Бога... адрес?
Да, вы правы: конечно же, это сознательная провокация! Но — не будем спешить с осуждением — а лучше послушаем 131-й псалом Давида, который сегодня читается в храмах за богослужением — и потом снова вернёмся к нашему провокативному вопросу.
Псалом 131.
Песнь восхождения.
1 Вспомни, Господи, Давида и всё сокрушение его:
2 Как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова:
3 «Не войду в шатёр дома моего, не взойду на ложе моё;
4 Не дам сна очам моим и веждам моим — дремания,
5 Доколе не найду места Господу, жилища — Сильному Иа́кова».
6 Вот, мы слышали о нём в Ефра́фе, нашли его на полях Иари́ма.
7 Пойдём к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его.
8 Стань, Господи, на место покоя Твоего, — Ты и ковчег могущества Твоего.
9 Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются.
10 Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица́ помазанника Твоего.
11 Клялся Господь Давиду в истине, и не отречётся её: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоём.
12 Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоём».
13 Ибо избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе.
14 «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.
15 Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом;
16 Священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.
17 Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему.
18 Врагов его облеку стыдом, а на нём будет сиять венец его».
Я не буду допытываться, насколько внимательно вы слушали псалом и услышали ли ответ на вопрос про «адрес Бога». Для начала разверну вопрос вот в каком ключе: а зачем вообще так ставить вопрос — Бог — и адрес? Разве Бог — не Вездесущий? Разве Бог — не Дух — «который повсюду и всё Собой наполняет?» Конечно же, да, и с этим спорить не стоит. Но — всё же есть определённые нюансы.
Приходилось ли вам когда-нибудь оказаться в гостях с пустыми руками? Согласитесь, так себе история. Сколько бы ни разглагольствовать о том, как мы любим дорогих хозяев и как мы рады их поздравить — но всё же когда в руках есть хоть что-то — гораздо спокойнее и правильнее. Не потому, что без этого нельзя — а просто потому, что всё «неовеществлённое» несёт в себе определённую долю «гипотетичности», «нереальности», или проще — надуманности.
И то, что в псалме Давид чётко проговаривает «адрес Бога», — а именно гору Сион, которую и избирает Сам Бог «в жилище Себе» — очень важный ориентир для людей веры. Казалось бы, в человеческой логике Бог мог бы избрать для Себя нечто грандиозное, фантастическое по своим характеристикам — например, Ниагарский водопад или Эверест, или что-то ещё не менее масштабное. Однако Он избирает ничем не выдающийся холм — потому что Сион — это даже не гора, внутри самого Иерусалима перепад высот не более 100 метров. Но именно то, что это место избрано Богом — и делает само место исключительным «адресом Бога».
Если указан «точный адрес» — становится понятнее, куда направлять свои духовные усилия. Адрес — всегда «точка привязки», или так и хочется сказать — «прописки»; и как долго бы ни отсутствовал «адресат» — всё равно «корреспонденцию» он получит. Конечно же, во времена Давида не было никакой «почты» в нашем нынешнем понимании — но само представление об «адресности», без всяких сомнений, было. Ведь именно об трудность «невидимости», «неосязаемости» Бог и спотыкался постоянно еврейский народ, то и дело «сползая» в идолопоклонство. И Давид делает очень мудрый с точки зрения педагогики шаг: он не «подменяет» Бога каким-то образом, изображением или символом. Он даёт направление — и локацию: смотрите, вот где-то там, вдалеке — на этой невысокой горке — Божие присутствие переживается совершенно иначе, чем в любом другом месте. И, представляете, такой подход — прекрасно работает!
Поэтому когда маленький ребёнок, будучи приглашён в Церковь, говорит — «а что, мы к Богу домой в гости пойдём?» — не стоит его разубеждать: в его словах, скорее всего, больше правды, чем в наших умозаключениях!...
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Храм в селе Еськи». Инна Лобачева
У нас в студии была руководитель общественной организации «Сельская церковь» Инна Лобачёва.
Разговор шел об истории Богоявленского храма в селе Еськи Тверской области и о том, как он возрождается сегодня, а также о документальном фильме «К воскресению», посвященном селу Еськи.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Татьяна Славко
В программе «Светлый вечер» — кризисный психолог, коуч, председатель отделения «Опоры России» города Видное и владелец арт-пространства «Три руки» Татьяна Славко.
Гостья рассказывает о тяжёлой болезни и о том, как в этот период произошёл её осознанный приход к вере. Она вспоминает, что именно в больнице впервые по-настоящему обратилась к Богу с простой молитвой: «Господи, покажи мне мой путь». В разговоре звучит мысль о том, что, когда человек оказывается на грани жизни и смерти, особенно ясно понимается ценность отношений, любви и простого человеческого тепла.
Отдельная тема — проживание кризиса. Татьяна делится личным опытом того, как важно найти внутреннюю позицию, которая помогает выдержать тяжёлый период: в её случае таким ресурсом стали юмор во время лечения и молитва.
Разговор идет о христианском осмыслении коучинга, о честности в предпринимательстве и о «базовых настройках» человека, которые помогают понять своё предназначение.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело












