«Благословенная трудность семьи, — говорил филолог и богослов Сергей Аверинцев, — в том, что это место, где каждый из нас неслыханно близко подходит к самому важному персонажу своей жизни — к Другому. Вне другого нет спасения. Христианский путь к Богу — через Ближнего». Тем единственным Другим для Сергея Сергеевича стала его супруга Наталья.
Они познакомились, когда учились в Московском государственном Университете. Сергей поступил на Филологический факультет в 1956 году, а Наталья на год позже. Однажды вместе с профессором Александром Поповым и другими студентами первого курса Наталья работала над источниками на древнегреческом языке в университетской библиотеке. Сразу по окончании занятия в библиотеку вошёл Сергей, чтобы обменять книги. Профессор Попов обратил внимание присутствующих на молодого человека: «Вот Сергей Сергеевич Аверинцев — очень учёный муж». Наталья взглянула на Сергея, ожидая увидеть зрелого учёного, но перед ней стоял девятнадцатилетний юноша. «Удивительно, — подумала она, — совсем молод, а пользуется такой репутацией у преподавателей».
На старших курсах Сергей стал председателем студенческого научного общества и взялся издавать для него газету. Несколько однокурсников согласились ему помочь, в их числе была Наталья. Она предложила Сергею перепечатывать материалы для газеты. «Печатать я до сих пор умею только одним пальцем, но всё же это было лучше, чем ничего, — вспоминала супруга учёного. — На этом мы и познакомились ближе». Аверинцев начал ухаживать за Натальей: он читал ей импровизированные лекции по истории литературы или декламировал своих любимых поэтов — Жуковского, Мандельштама, Вячеслава Иванова. Сергей и Наталья любили слушать пластинки с классической музыкой и просто гулять по московским улицам. Незадолго до окончания университета они поженились.
Аверинцевы были верующими людьми, но долго не решались принять Крещение. Возможно, следуя примеру древних христиан, крестившихся в зрелом возрасте, после серьёзной подготовки. Сергей и Наталья старались посещать храм каждое воскресение, утром и вечером молились. Сергей иногда к обычным молитвам прибавлял молитвословия на греческом или сирийском языке. Свою веру Сергей Аверинцев воплощал не только в молитве, но и в любви к жене и в научных трудах — его переводы Священного Писания выходили в «Библиотеке мировой литературы», а статью «Христианство» для советской «Философской энциклопедии» известный московский священник Виталий Боровой называл настоящим миссионерским подвигом. Сергею помогала супруга: «Он рассказывал мне о своих будущих сочинениях, — вспоминала Наталья, — потом давал мне их всегда читать и принимал к сведению мою критику».
Супруги крестились в 1973 году. Таинство Крещения на частной квартире совершил священник храма Николы в Кузнецах Владимир Тимаков. Осторожность была нужна, чтобы избежать проблем на работе. Венчались супруги в Тбилиси.
Господь подарил супругам уже подступившим к порогу сорокалетия двух детей — Ивана и Марию. В своих дневниках друг Аверинцевых Владимир Бибихин описывает климат в семье Сергея и Натальи в 1980-е годы как состояние непрекращающейся радости: «Наташа так глубоко, прочно счастлива, что вечная суета, кухня, покупки уже не задевают её; она и небрежничает с порядком, и с детьми возится от счастья, чтобы спокойней блаженствовать. А Аверинцев купается в этом счастье».
Сергей Сергеевич в беседе с архимандритом Филаретом (Егоровым) однажды сказал, что после женитьбы на Наталье из всех женщин для него осталась только одна — его супруга, а все остальные стали просто добрыми друзьями. И в этом был залог семейного счастья Аверинцевых.
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О творчестве Владимира Шалинского

Сегодня 12 декабря. В этот день 100 лет назад родился композитор Владимир Шаинский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Отказать в талантах Владимиру Шаинскому никак нельзя. Благодаря его оптимизму жизненному, юмору, умению с детьми говорить детским языком он достиг такой степени известности и популярности, которая современным песенникам и не снилась. «Крокодил Гена», «Чунга-Чанга», «Облака — белогривые лошадки», «Дождь пойдёт по улице», «Старуха Шапокляк», «Не плачь, девчонка», «Птицы счастья завтрашнего дня», «Уголок России», «Отчий дом» — эти произведения исполнялись миллионами, слушали — десятками миллионов, и все они родились в сердце человека, который никогда не унывал и стремился видеть светлую сторону жизни, не склонен был к депрессии, к негативу. «Именно по плодам познаётся всякое древо», — говорит Спаситель. Возможно, Владимир Шаинский был человеком далеким от Церкви, но и поныне дети всех наций, званий, состояния, а значит, и крещёные детки влюблёнными глазами смотрят, как по лужам шагает Крокодил Гена, как Чебурашка распевает добрые песенки, и мы с вами не можем не отдать дань песенникам той уже ушедшей культуры, которые много потрудились для созидания человеческой души, её веры в добро, взаимопомощь, товарищество, а значит, помогали человеку стать личностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О заповедях Божьих как основе гражданского закона
Сегодня 12 декабря. День Конституции Российской Федерации.
О заповедях Божьих как основе гражданского закона — протоиерей Михаил Самохин.
Наше Отечество получило представление о правовой системе из Византии вместе со Святой Православной Верой. И хотя «Русская правда» и соборные уложения средневековой Руси, конечно, не кодекс Юстиниана, смысл заложенных в них установлений также имеет в своей основе отсылку к заповедям Божиим как к основе всякого закона.
Сама идея человеческого достоинства основана на том, что человек сотворён по образу Божию, а право на жизнь и правосудие основаны ещё на Ветхозаветном, Моисеевом законе и других установлениях Священного Писания. Самое же главное христианское основание любого закона заключается в самой вере в то, что помимо земного суда есть Суд Божий, который невозможно оспорить, а решение которого сколь милостиво, столь и справедливо. Будем же помнить об этом и стараться реже нарушать законы, земные и небесные.
Все выпуски программы Актуальная тема











