«Благословенная трудность семьи, — говорил филолог и богослов Сергей Аверинцев, — в том, что это место, где каждый из нас неслыханно близко подходит к самому важному персонажу своей жизни — к Другому. Вне другого нет спасения. Христианский путь к Богу — через Ближнего». Тем единственным Другим для Сергея Сергеевича стала его супруга Наталья.
Они познакомились, когда учились в Московском государственном Университете. Сергей поступил на Филологический факультет в 1956 году, а Наталья на год позже. Однажды вместе с профессором Александром Поповым и другими студентами первого курса Наталья работала над источниками на древнегреческом языке в университетской библиотеке. Сразу по окончании занятия в библиотеку вошёл Сергей, чтобы обменять книги. Профессор Попов обратил внимание присутствующих на молодого человека: «Вот Сергей Сергеевич Аверинцев — очень учёный муж». Наталья взглянула на Сергея, ожидая увидеть зрелого учёного, но перед ней стоял девятнадцатилетний юноша. «Удивительно, — подумала она, — совсем молод, а пользуется такой репутацией у преподавателей».
На старших курсах Сергей стал председателем студенческого научного общества и взялся издавать для него газету. Несколько однокурсников согласились ему помочь, в их числе была Наталья. Она предложила Сергею перепечатывать материалы для газеты. «Печатать я до сих пор умею только одним пальцем, но всё же это было лучше, чем ничего, — вспоминала супруга учёного. — На этом мы и познакомились ближе». Аверинцев начал ухаживать за Натальей: он читал ей импровизированные лекции по истории литературы или декламировал своих любимых поэтов — Жуковского, Мандельштама, Вячеслава Иванова. Сергей и Наталья любили слушать пластинки с классической музыкой и просто гулять по московским улицам. Незадолго до окончания университета они поженились.
Аверинцевы были верующими людьми, но долго не решались принять Крещение. Возможно, следуя примеру древних христиан, крестившихся в зрелом возрасте, после серьёзной подготовки. Сергей и Наталья старались посещать храм каждое воскресение, утром и вечером молились. Сергей иногда к обычным молитвам прибавлял молитвословия на греческом или сирийском языке. Свою веру Сергей Аверинцев воплощал не только в молитве, но и в любви к жене и в научных трудах — его переводы Священного Писания выходили в «Библиотеке мировой литературы», а статью «Христианство» для советской «Философской энциклопедии» известный московский священник Виталий Боровой называл настоящим миссионерским подвигом. Сергею помогала супруга: «Он рассказывал мне о своих будущих сочинениях, — вспоминала Наталья, — потом давал мне их всегда читать и принимал к сведению мою критику».
Супруги крестились в 1973 году. Таинство Крещения на частной квартире совершил священник храма Николы в Кузнецах Владимир Тимаков. Осторожность была нужна, чтобы избежать проблем на работе. Венчались супруги в Тбилиси.
Господь подарил супругам уже подступившим к порогу сорокалетия двух детей — Ивана и Марию. В своих дневниках друг Аверинцевых Владимир Бибихин описывает климат в семье Сергея и Натальи в 1980-е годы как состояние непрекращающейся радости: «Наташа так глубоко, прочно счастлива, что вечная суета, кухня, покупки уже не задевают её; она и небрежничает с порядком, и с детьми возится от счастья, чтобы спокойней блаженствовать. А Аверинцев купается в этом счастье».
Сергей Сергеевич в беседе с архимандритом Филаретом (Егоровым) однажды сказал, что после женитьбы на Наталье из всех женщин для него осталась только одна — его супруга, а все остальные стали просто добрыми друзьями. И в этом был залог семейного счастья Аверинцевых.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.