У одного священника — назовем его отец Василий — была матушка и трое детей. Жили они в однокомнатной квартире на окраине Киева — вместе с родителями матушки. На службу всей семьей ездили на автобусе, а потом на метро.
Появился у этого священника один очень богатый прихожанин. Назовем его бизнесмен Дмитрий. Однажды Дмитрий подвозил отца Василия до дома, священник, как и полагается, пригласил зайти на чай. Дмитрий зашел — и остолбенел. Он и представить себе не мог, в какой бедности семья отца Василия жила.
Через неделю Дмитрий подарил отцу Василию большой черный семейный джип — чтобы всей семье было удобнее ездить на службу на другой конец города.
А еще через месяц отец Василий этот джип продал — потому что стыдно было священнику ездить на такой дорогой машине. Деньги от продажи пошли на ремонт крыши храма и на старушек в соседней с храмом больнице. Впрочем, без машины большой семьей было и вправду тяжеловато: поэтому на вырученные деньги отец Василий решил подыскать себе какую-нибудь простую подержанную иномарку.
Но тут бизнесмен Дмитрий увидел, что батюшка после службы снова спешит к остановке автобуса. И спрашивает Дмитрий: «Батюшка, а где же машина?» Отец Василий отвечает: «Продал, вон крышу в храме нужно ремонтировать, да и бабушки наши, прихожанки, болеют, их лечить надо…» — «Так что ж Вы сразу не сказали», — восклицает Дмитрий. И через неделю дарит батюшке новый джип. Но на этот раз строго берет с батюшки обещание — не продавать машину, не передаривать, ездить самому. А еще через полгода Дмитрий дарит батюшке трехкомнатную квартиру с евроремонтом в новом доме — для всей большой семьи…
…Однажды я был в гостях у отца Василия. Смотрел на эти хоромы и — не скрою — думал: ничего себе батя живет. Видимо, в ответ на мой недоумевающий взгляд отец Василий и рассказал всю эту историю. А потом добавил: «Я как представлю себе, сколько все это стоит денег… Сам я такой суммы не видел и не увижу, наверное, никогда в жизни…»
Я зашел в ванную — и знаете, что меня там поразило? Мыло. Оно совсем не вписывалось в обстановку дорого ремонта. Некрасивый, облезлый кусок самого простого дешевого мыла лежал на засаленном кусочке грязной бумажки… Это, видимо, было то немногое, что в этой квартире отец Василий купил сам…
Позже я спросил: «Батюшка, а каково вам на такой дорогой машине? Не чувствуете себя неловко?»
А он ответил очень просто, честно и глубоко: «Да, очень неловко. Но когда у меня будут свои деньги, я буду ездить на самой скромной машине. А пока езжу на том, на чем дают…»
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.