У одного священника — назовем его отец Василий — была матушка и трое детей. Жили они в однокомнатной квартире на окраине Киева — вместе с родителями матушки. На службу всей семьей ездили на автобусе, а потом на метро.
Появился у этого священника один очень богатый прихожанин. Назовем его бизнесмен Дмитрий. Однажды Дмитрий подвозил отца Василия до дома, священник, как и полагается, пригласил зайти на чай. Дмитрий зашел — и остолбенел. Он и представить себе не мог, в какой бедности семья отца Василия жила.
Через неделю Дмитрий подарил отцу Василию большой черный семейный джип — чтобы всей семье было удобнее ездить на службу на другой конец города.
А еще через месяц отец Василий этот джип продал — потому что стыдно было священнику ездить на такой дорогой машине. Деньги от продажи пошли на ремонт крыши храма и на старушек в соседней с храмом больнице. Впрочем, без машины большой семьей было и вправду тяжеловато: поэтому на вырученные деньги отец Василий решил подыскать себе какую-нибудь простую подержанную иномарку.
Но тут бизнесмен Дмитрий увидел, что батюшка после службы снова спешит к остановке автобуса. И спрашивает Дмитрий: «Батюшка, а где же машина?» Отец Василий отвечает: «Продал, вон крышу в храме нужно ремонтировать, да и бабушки наши, прихожанки, болеют, их лечить надо…» — «Так что ж Вы сразу не сказали», — восклицает Дмитрий. И через неделю дарит батюшке новый джип. Но на этот раз строго берет с батюшки обещание — не продавать машину, не передаривать, ездить самому. А еще через полгода Дмитрий дарит батюшке трехкомнатную квартиру с евроремонтом в новом доме — для всей большой семьи…
…Однажды я был в гостях у отца Василия. Смотрел на эти хоромы и — не скрою — думал: ничего себе батя живет. Видимо, в ответ на мой недоумевающий взгляд отец Василий и рассказал всю эту историю. А потом добавил: «Я как представлю себе, сколько все это стоит денег… Сам я такой суммы не видел и не увижу, наверное, никогда в жизни…»
Я зашел в ванную — и знаете, что меня там поразило? Мыло. Оно совсем не вписывалось в обстановку дорого ремонта. Некрасивый, облезлый кусок самого простого дешевого мыла лежал на засаленном кусочке грязной бумажки… Это, видимо, было то немногое, что в этой квартире отец Василий купил сам…
Позже я спросил: «Батюшка, а каково вам на такой дорогой машине? Не чувствуете себя неловко?»
А он ответил очень просто, честно и глубоко: «Да, очень неловко. Но когда у меня будут свои деньги, я буду ездить на самой скромной машине. А пока езжу на том, на чем дают…»
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема