Деян., 35 зач., XIV, 20-27.
Глава 14.
20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.
21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,
22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
24 Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию,
25 и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию;
26 а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.
27 Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Церковь убеждена, что апостольская проповедь, как и слова Евангелия, никогда не утратят своей актуальности. Эта убежденность строится на том, что произнес Христос Спаситель: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35). Схожая по своей сути мысль содержится и в Послании к Евреям: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:7–8). Соответственно, и слова этого отрывка книги Деяний тоже никогда не устареют: апостолы укрепляли своих новоприобретённых учеников в вере и говорили, «что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие».
Для аудитории апостолов в этом утверждении не было ничего странного: новые христиане видели своими глазами, что апостолы подвергались гонениям, их избивали и вообще относились к ним с крайней степенью пренебрежения. Учеников Христовых гнали с места на место, в их жизни не было ничего такого, чему можно было бы позавидовать. Но тем не менее, апостолы приобретали все новых и новых последователей Евангелия. В следовании за Христом в те годы нельзя было искать какой-либо житейской выгоды. Единственное, что могло привлекать — это прощение грехов и обетование Царства Христова. Те, кто решался откликнуться на призыв апостолов обрекали себя на такую же малоприятную с внешней точки зрения жизнь, которая была и у ближайших учеников Христа.
А что сегодня привлекает людей в Христову Церковь? Ради чего люди решают принять крещение?
Ответы мы знаем: за редчайшими исключениями причину надо искать не в прощении грехов и не жажде Христова Царства, а чем-то ином. Как показывает практика, многие наши современники ищут в Церкви не вечности, а временного, — ищут помощи в решение сиюминутных проблем. Ну а кто-то и вовсе приходит, повинуясь традиции, приходит «потому что так надо». С этими последними прекрасно знакомы все приходские священники: таких людей невозможно заставить изучать евангельское учение, они всеми силами стараются избежать предкрещальной катехизации, они готовы заплатить любые деньги и пойти на любые ухищрения ради того, чтобы их просто покрестили и не пытались их чему-то учить.
Конечно, идя по этому пути, приходя в Церковь ради чего угодно, но не ради жажды Христова Царства и прощения грехов, люди не получают того, что они ищут. Любая другая причина вхождения в Церковь является ошибочной, эта ошибка вскроется тогда, когда придется понести скорби за веру во Христа, а скорби неизбежно будут, потому как есть только один путь в Царствие Божие и он, как о том свидетельствует Новый Завет, связан со многими скорбями. Впрочем, для верующих во Христа они не страшны, ведь они не могут «отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:29).
Псалом 18. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Когда человек приходит в храм он может услышать, что теперь его главная цель — борьба с грехом. Но возможно ли совершенно победить грех и может ли эта победа быть целью духовной жизни? Ответить на данный вопрос помогает 18-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Когда люди исповедуются редко, у них практически не возникает проблем в том, что рассказать священнику. Когда же они начинают исповедоваться регулярно, то рассказывать о тяжёлых грехах у них уже не получается в силу того, что они их попросту не совершают. И люди из-за этих сложностей с исповедью приходят в отчаяние, которое, как лакмусовая бумажка, проявляет ошибочность их подхода и ко греху, и к Таинству покаяния. Одним из частых оснований для уныния становится страх забыть грехи и не исповедовать всех тех повседневных немощей, которые встречаются в нашей жизни. Переживания о том, чтобы всё вспомнить и всё рассказать, заполняют духовное пространство настолько, что верующие совершенно перестают чувствовать радость от веры... Да и какая может быть радость, если ты безнадёжен и неисправим.
Ну что такое грех? Апостол Иоанн Богослов называет грех беззаконием и имеет в виду не юридические нормы, но нормы тварного бытия. Иными словами, грех — это нарушение тех законов, которые Бог положил в основании мира, и особенного важнейшего закона — любви, ведь Творец Сам есть любовь, и Он творит мир с любовью, и это позволяет апостолу Павлу сказать: любящий исполнил закон. Соответственно, не любящий — нарушил. Но нарушить, конечно, можно по-разному. 18-й псалом, который мы сейчас услышали, начинается с замечательного и очень глубокого описания того, как закон Божий наполняет материальный тварный мир: «Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его возвещает твердь». И, как говорит Давид: нет языка и наречия, где бы ни слышался их голос. Весь материальный мир живёт по законам, которые были изначально даны Богом. Весь, кроме человека, от которого требуется свободное принятие. Почему псалмопевец, упомянув небеса и твердь, день и ночь, и даже путешествие солнца по небосводу, обращается к законам и откровениям Господним, о которых радуется, как о драгоценностях, которые желаннее золота и слаще мёда.
Кажется, что после такого почитания закона и такой любви к нему, Давид должен быть совершенным... Но нет. После всех возвышенных слов он просит Бога избавить его от погрешностей, или дословно от ошибок и неумышленных грехов, которых сам не видит. Давид желает очиститься от тайных, то есть неосознанных или незамеченных им самим прегрешений. Он знает, что повседневные немощи, наполняющие нашу жизнь, неизбывны. Человек, считающий, что они, часто даже невольные, отлучают его от Бога, придёт только к унынию и отчаянию, ведь исправиться он не может. Но, кроме того, что немощи и повседневные прегрешения неизбывны, Давид знает, как знали потом самые разные святые, что они очищаются Богом в ответ на искреннюю молитву и не должны лежать тяжестью на душе.
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 200 зач., I, 11-19.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если бы кто-то попросил нас рассказать о сути нашей веры, то что бы мы ответили? Рискну предположить, что мы бы указали на того или иного авторитетного учителя: апостола, святителя, преподобного или ещё не прославленного, но пользующегося авторитетом в христианской среде подвижника. Вряд ли кто-то из нас дерзнул бы сказать, что он получил точное и правильное знание о вере от Самого Христа. Если же кто-то ответил бы так, то мы отнеслись бы к этому человеку и его свидетельству в высшей степени настороженно. И мы были бы правы. Действительно, нам нужен другой человек, чтобы научиться истинам веры. Однако бывают и исключения, самое известное из них — это, пожалуй, апостол Павел, которого вере во Христа не учил никто из людей. О своём пути апостол Павел рассказал в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 1-й главы Послания к Галатам. Давайте послушаем эти апостольские слова.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
В услышанных нами только что словах апостола Павла о его пути ко Христу есть моменты, которые могут немного смутить. К примеру, уверенность апостола в том, что Бог избрал его «от утробы матери», а также то, что у Павла не было необходимости советоваться «с плотью и кровью» после его призвания Христом.
Читая такие слова Послания к Галатам, мы почти неизбежно оказываемся заложниками собственных представлений о допустимом и недопустимом: аскетическая христианская традиция упорно и последовательно учит нас, что недоверие к себе — к своим мыслям, чувствам, эмоциям и суждениям — это одна из существенно необходимых добродетелей, без которой вряд ли удастся обрести спасение. В Послании же к Галатам мы видим нечто совершенно иное: апостол Павел доверился себе, то есть тому, что он видел и слышал. Почему же апостол Павел имел право верить себе, а у нас такого права нет?
Здесь нам стоит вспомнить, что апостол Павел к моменту явления ему Христа Воскресшего не был человеком, далёким от духовной жизни. Более того, Павел принадлежал к фарисейской традиции, то есть к тем людям, которые посвятили свою жизнь тщательному исполнению библейских заповедей и молитве. Да, они совершали ошибки, но при этом духовная жизнь не была для них неведомой областью, и если смотреть на дохристианское человечество, то можно сказать, что фарисеи были лучшими представителями того общества. Одним словом, Павел, пусть и неосознанно, но всю свою жизнь готовился к встрече со Христом; он был духовно опытным человеком, а потому стяжал фундамент того навыка, который он сам в Первом послании к Коринфянам назвал «различением духов» (см. 1Кор. 12:10).
Кроме того, его призвание к апостольству имело свидетелей: Павел был не один тогда, когда ему явился Господь, и несмотря на то, что Христос общался только с Павлом, и другие люди в полноте не могли понимать происходящее, факт потери Павлом зрения, последующие исцеление и крещение — это то, что нельзя отнести к субъективным впечатлениям.
А ещё нам стоит вспомнить, что Павел отнюдь не сразу после своего крещения приступил к собственно апостольскому служению: между крещением Павла и началом его первого апостольского путешествия прошло около 12-ти лет, и за это время Павел имел возможность неоднократно убедиться, что данное ему от Спасителя откровение — не самообман и не иллюзия.
Конечно, никто из нас не подвергает авторитет апостола Павла сомнениям, и прозвучавший сегодня отрывок может показаться излишним, имеющим лишь историческое значение. Но не будем спешить с выводами, ведь этот отрывок напоминает нам о том, что у каждого человека свой путь ко Христу, и большая ошибка полагать, будто бы есть правильные и неправильные пути. Если же мы совершим такую ошибку, то есть немалый риск оказаться подобными тем людям, которые сомневались в апостольском авторитете первоверховного Христова апостола Павла.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Обратиться за помощью на портал «Доброе дело»

Благотворительный портал «Доброе дело» — создан православным просветительским проектом «Экзегет.ру» для того, чтобы помогать тем, кто оказался в беде, прежде всего жителям российской глубинки. На сайте проекта «Доброе дело» размещаются истории людей и сборы, в которых можно поучаствовать. О тех, кто нуждается в поддержке, команда портала в основном узнаёт от священников и волонтёров. Но также у любого, кто находится в сложной ситуации, есть возможность обратиться сюда самостоятельно.

Почти за год работы проекту «Доброе дело» удалось помочь большому количеству людей. Среди них многодетная мама Татьяна из отдалённого посёлка Республики Тыва. Она воспитывает троих детей. У младшего инвалидность, поэтому основная часть денег уходит на лекарства и поездки на лечение. На многое другое ресурсов уже не остаётся. Например, Татьяна никак не могла купить водонагреватель, стиральную машину, которая давно вышла из строя, и обновить гардероб детям на холодное время года. Однако всё это помогли сделать добрые люди. Теперь многодетной маме не приходится стирать руками, в доме постоянно есть горячая вода и дети готовы к грядущим морозам.

Также помощь пришла и в дом одинокой бабушки Раисы Ивановны из Рязанской области. Её жильё настолько обветшало, что однажды обвалился подпол, и перед выходом из дома образовалась огромная дыра. При участии портала «Доброе дело» проблему удалось решить в короткие сроки. Сгнившие полы отремонтировали, и теперь Раиса Ивановна может спокойно ходить по дому, без риска для жизни.
Если вы знаете того, кому необходима помощь, или же поддержка требуется вам, оставьте заявку на сайте благотворительного портала «Доброе дело», в разделе «Мне нужна помощь».
Также можно позвонить по номеру: +7 909 164 33 46
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







