Деян., 32 зач., XIII, 13-24.
Глава 13.
13 Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.
14 Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.
15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.
16 Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.
17 Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее,
18 и около сорока лет времени питал их в пустыне.
19 И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.
20 И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.
21 Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.
22 Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои.
23 Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.
24 Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В книге Деяний святых апостолов можно найти несколько однотипных и очень похожих друг на друга проповедей, произнесенных разными людьми: это проповедь апостола Петра в день Пятидесятницы, проповедь первомученика Стефана и речь апостола Павла в синагоге Антиохии Писидийской. Все три апостола начинают свои проповеди с пересказа истории израильского народа, на некоторых аспектах этой истории они делают особые акценты. Апостол Павел обратил внимание своих слушателей на события завоевания израильтянами Земли Обетованной, причем сделал он это в весьма любопытной форме, в его речи история завоевания описана такими словами: «И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их». Очевидно, что действующее лицо здесь Бог. Именно Бог истребил семь народов ради одного — ради потомков праотца Иакова.
Для современного читателя это весьма неприятное и даже соблазнительное утверждение. Особенно же неприятно оно для христиан, ведь мы исповедуем равенство всех людей перед Богом, тот же самый апостол Павел в Послании к Римлянам писал, что «нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:11), а это означает, что Бог смотрит не на национальную принадлежность, а на сердце человека. Но здесь апостол Павел делает акцент на истреблении Богом семи народов в земле Ханаанской. «Семи народов», а значит и детей, и женщин, и стариков. Всех.
Конечно, это не единственное схожее место в Священном Писании, такие места смущают христиан, а людей, которые находятся вне Церкви, эти пассажи и вовсе отталкивают. Как нам быть? Как нам понимать и принимать столь жесткие действия Бога?
Во-первых, нам надо помнить, что привычные для нас нормы международного права сформировались значительно позднее, и сформировались они под воздействием христианства. А для эпохи написания библейских текстов истребительные войны были нормой, точно такой же нормой, какой для нас сегодня являются войны информационные, вполне может оказаться, что еще через две тысячи лет рассказы о том, что кто-то кого-то оклеветал в интернете и тем самым погубил репутацию человека станут восприниматься как нечто запредельно ужасное и бесчеловечное.
Но самое важное заключается в другом: представления о Боге тоже были иными. То, что мы знаем о Боге, мы узнали благодаря Новому Завету. Вне зависимости от личного отношения каждого из нас к христианскому благовестию, о Боге мы мыслим евангельскими категориями. Мы знаем, что Бог — есть Любовь, что Бог милостив и долготерпелив, мы знаем о благих свойствах Бога благодаря Евангелию и именно поэтому у нас возникает вопрос о том, почему Бог Ветхого Завета был столь жесток. Но дело здесь в том, что представления о Боге карающем — это представления Ветхого Завета, это язык другой эпохи, абсолютно другого менталитета.
Есть и еще одна причина, ее понять и принять можно только в том случае, если мы верим во Христа. Богу необходимо было сформировать народ, из которого в дальнейшем произойдет Мессия. А для того, чтобы такой народ был сформирован, он должен был быть огражден от соседства с языческими народами, потому что в противном случае народ Израиля не смог бы сохранить монотеизм, и, как следствие, Боговоплощение не было бы возможно, а раз не было бы возможно Боговоплощение, то и не состоялась бы победа Христа над грехом и смертью.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.