
Деян., 34 зач., XIV, 6-18.
Глава 14.
6 они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их,
7 и там благовествовали.
8 В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил.
9 Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления,
10 сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить.
11 Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.
12 И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове.
13 Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение.
14 Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили:
15 мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них,
16 Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями,
17 хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши.
18 И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Листра — город в области Ликаония, расположенной на территории современной Турции. Сюда и направились с проповедью о Христе апостолы Павел и Варнава. Здесь с ними произошел примечательный случай, описанный в только что прозвучавшем отрывке. Дело в том, что Листру населяли язычники. У них было местное предание. Они верили в то, что некогда боги Зевс и Гермес в человеческом обличье пришли на землю. Люди не узнали их. А потому никто не оказал им гостеприимства. Лишь один старик-крестьянин по имени Филемон и его супруга Бавкия приняли их в свой дом. За это боги сделали их стражами своего величественного храма, а после того, как супруги умерли, они обратили их в два больших дерева. Поэтому, когда жители Листры увидели, что Павел вылечил человека, который с детства не мог ходить, жители решили, что Зевс и Гермес опять поселили их город. Они решили не повторять ошибок своих предков. Поскольку апостол Варанава был человеком благородной осанки, они приняли его за Зевса, который почитался в качестве верховного бога. Гермес считался вестником воли богов, а поскольку Павел прекрасно владел ораторским мастерством, они посчитали что он Гермес. И далее мы видим, как апостолы пытаются разубедить язычников в их заблуждении, предлагая им проповедь о Христе. И народ слушает их со вниманием. Казалось бы, замечательная развязка, но главное остается за рамками прозвучавшей истории. Дело в том, что в это же самое время в Листру прибыли иудеи, преследовавшие Варнаву и Павла. Они убедили людей, что те говорят лож. Возбужденная толпа схватила Павла, и решила убить его, побив камнями. Когда самосуд был совершен, его бездыханного вытащили за город и бросили, посчитав мертвым. Так, те люди, которые сначала восхищались Павлом, видели потрясающее чудо, которое он совершили, с жадностью ловили каждое его слово, буквально через краткий промежуток времени попытались лишить его жизни.
В очередной раз эта история иллюстрирует нам важную истину. Для того, чтобы стать настоящим последователем Христа, мало услышать слова о Боге, встретить на своем пути святого, духовного человека, увидеть потрясающее воображение чудо. Под влиянием обстоятельств, действия нашей изменчивой природы, воздействием других людей, наше отношение к этому опыту может измениться: от восхищения и восторгов до неприязни и ненависти. Бог, Его слова, Его благодать могут прижиться лишь в душе человека, который имеет особое внутреннее расположение. А потому и призывает православная традиция усердно работать в первую очередь над своим сердцем. Оно должно быть готовым не только принять слова о Спасителе, но и удержать в себе память об этой чудесной встрече, чтобы никакие искушения и трудности не смогли больше отнять у нас этой пасхальной радости.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема