
На Страстной неделе 1919-го года прихожане нижегородской Печерской обители увидели, что монастырский двор от снега чистит епископ Петр:
— Что это вы так трудитесь, владыко святый? — спросил один из нижегородцев.
Епископ, не выпуская лопаты из рук, ответил в душевной простоте:
— Да как же? Надо будет в Великую Субботу с крестным ходом идти, а кругом снег, идти негде...
Епископ Петр всегда был очень прост и обаятелен в общении. Но не только это ценили в нем прихожане. Он был талантливым проповедником и миссионером. Даже в суровые послереволюционные годы на службы к владыке Петру непременно стекалось множество людей.
Будущий епископ Петр — в миру Василий Константинович Зверев — родился в семье священника. До поступления в Казанскую духовную академию и принятия монашества он получил хорошее светское образование. Кстати, к владыке Петру за консультациями по историко-богословским вопросам обращался святой Патриарх Тихон.
В 1916-ом году уже известный к тому времени проповедник и миссионер, иеромонах Петр получил предложение отправиться в Северо-Американскую епархию. Но вместо Америки отец Петр принял решение уехать проповедником на фронт Первой мировой, где оставался до февральской революции.
В 1919-ом году патриарх Тихон рукоположил отца Петра в сан епископа. Первым местом архипасторского служения владыки стала Нижегородская губерния. Он поселился в Печерском монастыре на берегу Волги. Епископ Петр не только приводил в порядок обитель, но и вел просветительскую деятельность в разных уездах. Наблюдения, сделанные в ходе многочисленных поездок, владыка Петр (Зверев) сформулировал в одном из своих докладов. Вот что он писал: «Самое ужасное — это то, что дети повсюду абсолютно не имеют никаких познаний по Закону Божию, мало есть таких, которые знают молитву „Отче наш“... Когда я смотрел на это подрастающее поколение, я приходил в ужас при мысли, что ведь все они немногим лучше язычников...».
Такие печальные выводы побудили епископа Петра немедленно организовать в Печерской обители преподавание детям Закона Божия, причем он вел уроки сам и дети ждали всегда с нетерпением возможности пообщаться со своим учителем.
Владыку Петра полюбили и в среде рабочих. Он часто служил в пригородах, например, в Сормове. Этот рабочий поселок считался «красным», «пролетарским». Но когда в мае 1921-го года епископ Петр был арестован, рабочие Сормовского завода устроили трехдневную забастовку в поддержку любимого архипастыря. Власти пообещали выпустить епископа, но вместо этого тайно отправили на Лубянку и священномученик Петр на несколько месяцев оказался в тюрьме. Но и здесь он не прекратил своей проповеди. Духовные чада не успевали передавать ему нательные кресты, так как каждый раз, когда епископ Петр кого-то втайне крестил, то снимал свой крест и одевал на обращенного.
В январе 1926-го года священномученик Петр был назначен архиепископом Воронежским. Здесь владыка вел активную просветительскую работу, и уже в первый год его служения начался массовый отход верующих от «обновленчества» и возврат целых приходов в лоно Патриаршей Церкви.
Харизматичный, интеллектуально одаренный проповедник, владыка Петр на каждом месте своего служения сталкивался одновременно и с народной любовью, и с ненавистью врагов Церкви. Каждый очередной арест владыки вызывал народные выступления против большевиков. В результате последовала ссылка на Соловки. Архиепископ Петр (Зверев) был прославлен в лике новомучеников Архиерейским собором 2000-ого года.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.