На Страстной неделе 1919-го года прихожане нижегородской Печерской обители увидели, что монастырский двор от снега чистит епископ Петр:
— Что это вы так трудитесь, владыко святый? — спросил один из нижегородцев.
Епископ, не выпуская лопаты из рук, ответил в душевной простоте:
— Да как же? Надо будет в Великую Субботу с крестным ходом идти, а кругом снег, идти негде...
Епископ Петр всегда был очень прост и обаятелен в общении. Но не только это ценили в нем прихожане. Он был талантливым проповедником и миссионером. Даже в суровые послереволюционные годы на службы к владыке Петру непременно стекалось множество людей.
Будущий епископ Петр — в миру Василий Константинович Зверев — родился в семье священника. До поступления в Казанскую духовную академию и принятия монашества он получил хорошее светское образование. Кстати, к владыке Петру за консультациями по историко-богословским вопросам обращался святой Патриарх Тихон.
В 1916-ом году уже известный к тому времени проповедник и миссионер, иеромонах Петр получил предложение отправиться в Северо-Американскую епархию. Но вместо Америки отец Петр принял решение уехать проповедником на фронт Первой мировой, где оставался до февральской революции.
В 1919-ом году патриарх Тихон рукоположил отца Петра в сан епископа. Первым местом архипасторского служения владыки стала Нижегородская губерния. Он поселился в Печерском монастыре на берегу Волги. Епископ Петр не только приводил в порядок обитель, но и вел просветительскую деятельность в разных уездах. Наблюдения, сделанные в ходе многочисленных поездок, владыка Петр (Зверев) сформулировал в одном из своих докладов. Вот что он писал: «Самое ужасное — это то, что дети повсюду абсолютно не имеют никаких познаний по Закону Божию, мало есть таких, которые знают молитву „Отче наш“... Когда я смотрел на это подрастающее поколение, я приходил в ужас при мысли, что ведь все они немногим лучше язычников...».
Такие печальные выводы побудили епископа Петра немедленно организовать в Печерской обители преподавание детям Закона Божия, причем он вел уроки сам и дети ждали всегда с нетерпением возможности пообщаться со своим учителем.
Владыку Петра полюбили и в среде рабочих. Он часто служил в пригородах, например, в Сормове. Этот рабочий поселок считался «красным», «пролетарским». Но когда в мае 1921-го года епископ Петр был арестован, рабочие Сормовского завода устроили трехдневную забастовку в поддержку любимого архипастыря. Власти пообещали выпустить епископа, но вместо этого тайно отправили на Лубянку и священномученик Петр на несколько месяцев оказался в тюрьме. Но и здесь он не прекратил своей проповеди. Духовные чада не успевали передавать ему нательные кресты, так как каждый раз, когда епископ Петр кого-то втайне крестил, то снимал свой крест и одевал на обращенного.
В январе 1926-го года священномученик Петр был назначен архиепископом Воронежским. Здесь владыка вел активную просветительскую работу, и уже в первый год его служения начался массовый отход верующих от «обновленчества» и возврат целых приходов в лоно Патриаршей Церкви.
Харизматичный, интеллектуально одаренный проповедник, владыка Петр на каждом месте своего служения сталкивался одновременно и с народной любовью, и с ненавистью врагов Церкви. Каждый очередной арест владыки вызывал народные выступления против большевиков. В результате последовала ссылка на Соловки. Архиепископ Петр (Зверев) был прославлен в лике новомучеников Архиерейским собором 2000-ого года.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.