
Жил-был один богатый человек. Умирая, он всё своё богатство завещал единственному сыну.
— Сын мой, — сказал богач. — Вручаю тебе мои богатства, которые я копил всю жизнь свою. Но мне хотелось бы тебе дать совет, как пользоваться наследством, чтобы его преумножить. Когда ты станешь полным хозяином всего моего имения, то в каждом селении строй башни, а хлеб ешь не иначе как с мёдом, а это значит...
— Я всё понял! — вскочил сын, не дослушав, потому что в этот момент какой-то приятель позвал его с улицы.
— Какой же ты непоседа, — покачал головой отец. — Я хочу тебе сказать...
— Что тут непонятного про башни и мёд? — перебил его сын. — Кому не хочется смотреть на всех с высоты, есть и пить сладко?
— Погоди, разве можно быть таким легкомысленным?
Но юноша уже выбежал из комнаты. Он был таким непоседливым и нетерпеливым, что и одной минуты не мог усидеть на месте.
Богач умер. Сын с той же минуты стал выполнять завещание своего отца. В каждом селении он строил башни, а хлеб ел не иначе как с мёдом, и однажды обнаружил, что у него закончились все деньги. От былого богатства не осталось и следа, молодой человек стал нищим и даже не имел своего угла, где бы мог преклонить свою голову.
Как-то он сидел на камне возле дороги, и ругал свою судьбу, а потом перешёл и на отца.
— О мой отец! Да не увидишь ты добра на том свете! — воскликнул он вслух. — Ты дал мне богатство и своим же глупым советом расточил его.
Мимо проходил старик — давний друг его отца. Он остановился и с удивлением спросил:
— За что ты ругаешь своего отца? Что он тебе сделал плохого?
— Как — что сделал? — ответил сын. — Оставляя богатство, отец велел мне в каждом селении строить башни, а хлеб есть только с мёдом. Я так и поступал, и дошёл до последнего края бедности.
— Должно быть, ты просто не дослушал, что тебе хотел сказать отец, — сказал старик. — Ведь не башни он велел тебе строить в каждом селении, а приобретать себе везде верных и надежных, как каменная башня, друзей. И вовсе не с мёдом велел отец есть тебе хлеб, а есть его тогда, когда он покажется тебе мёдом после работы. Наверное, ты, непоседа, просто плохо его слушал.
Понял сын, что он сам виноват в своих несчастьях. С той поры он так и делал: в каждом селении приобретал себе верных и надежных друзей и ел трудовой хлеб, который ему казался сладок, как мёд — и жизнь его наладилась. Что и говорить, время — хороший учитель для нетерпеливых.
(по мотивам осетинской народной сказки)
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема