Старинный русский город Шуя расположен на живописных берегах реки Тезы, притока Клязьмы. Впервые город упоминается в летописях конца 14-го века как значительный населенный пункт Нижегородского княжества.
А самым древним занятием в Шуе было мыловарение - впервые об этом сказано в писцовой книге Афанасия Векова в начале 17-го века. Изображение мыла попало даже в герб города. Вот что писал источник того времени: «Въ верхней части щита гербъ Владимiрскiй. Въ нижней — въ красномъ поле, брусъ мыла, означающiй славные находящiеся въ городе мыльные заводы». Секреты изготовления мыла пришли еще из Византии, но русское мыловарение развивалось своим путем. Способствовали этому большие запасы сала и бескрайние запасы леса. Особенно широкое распространение производство мыла получило при Петре I.
А во времена Екатерины II шуйское мыло было известно уже по всей стране. На Борисоглебскую ярмарку за ним съезжались с разных концов Руси. Упоминается оно и в русской песне:«И я встану младешенька, ранним-рано ранешенько. Я умоюсь младешенька, шуйским мылом белешенько».
Но не мылом единым жив человек. Практически из любой точки города видны очертания колокольни Воскресенского Собора. Эта звонница вторая по высоте в России после колокольни Петропавловской крепости. Начинал ее строительство итальянский архитектор Маричелли, а вот из-за обрушения конструкции на 3-м ярусе достраивал сооружение уже владимирский крестьянин-умелец Савватьев. На звоннице было установлено 11 колоколов. Отливал их мастером Ксенофонт Веревкин (он же отливал колокола и для Храма Христа Спасителя). Самый крупный колокол, весом 1270 пудов (для понимания – это более 20 тонн), был изготовлен в честь спасения царя Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы 1888 года под Харьковом. Отливали его в Москве. А подняли этого гиганта на шуйскую колокольню вручную.
Что еще посмотреть в Шуе. Замечательны старинные купеческие дома и гражданские постройки XVIII-ХIХ вв. Полюбоваться типичным для ХIХ века ансамблем Торговых Рядов. Кстати, Здесь установлены крупные городские торговые весы (вага). А над ними – важня, крытое сооружение XVIII-го века в стиле древнегреческого храма с колоннами и куполом. Это единственное в России строение подобного рода, которое сохранилось до наших дней. Весы считались центральной точкой города, от них шло верстовое исчисление во всех направлениях.
Осенью 1654 года в Шуе свирепствовала моровая язва - чума. Умирали целыми семьями, народ отчаялся. И тогда попросили иконописца Герасима Иконникова написать Смоленскую икону «со всяким благоговением и поспешностию». Икона писалась неделю. Через неделю крестным ходом отнесли образ в Воскресенский храм и храм внезапно озарился ярким светом. Верующие исполнились великой духовной радости и ликования. Вскоре смертность прекратилась. Но потери от эпидемии составили почти половину городского населения: из 1170 человек умерло 560.
Новое чудо от Шуйской иконы — исцеление одержимого отрока Иакова — случилось в 1666 году. А к 1800 году было зафиксировано 109 чудес. Большинство из них исцеления от полной или частичной слепоты и болезней глаз, а также от различных душевных и умственных расстройств. Все случаи были записаны в особые книги, которые отправили в Москву.
Прикладывался к иконе заболевший по пути в Персидский поход Петр I. Избавившись от недуга, царь хотел увезти образ в Санкт-Петербург. Но горожане пали на колени перед царем и умолили оставить икону в Шуе.
В 1937 года собор был закрыт, тогда же исчезла икона. И до сих пор никаких сведений о ней нет. Жители Шуи говорят: «Она к нам пока не вернулась оттого, что мы ее не достойны». Однако же в Воскресенском соборе находится сейчас весьма почитаемый прихожанами список с чудотворной иконы.
«О молитве». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве», посвященные тому, каким должно быть общение с Богом и какова роль молитвы в жизни человека.
Разговор шел о том, что может помочь побороть рассеянность во время молитвы, почему стоит беречься особых эмоциональных и чувственных состояний во время обращения к Богу, а также что дает человеку молитва.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов