Старинный русский город Шуя расположен на живописных берегах реки Тезы, притока Клязьмы. Впервые город упоминается в летописях конца 14-го века как значительный населенный пункт Нижегородского княжества.
А самым древним занятием в Шуе было мыловарение - впервые об этом сказано в писцовой книге Афанасия Векова в начале 17-го века. Изображение мыла попало даже в герб города. Вот что писал источник того времени: «Въ верхней части щита гербъ Владимiрскiй. Въ нижней — въ красномъ поле, брусъ мыла, означающiй славные находящiеся въ городе мыльные заводы». Секреты изготовления мыла пришли еще из Византии, но русское мыловарение развивалось своим путем. Способствовали этому большие запасы сала и бескрайние запасы леса. Особенно широкое распространение производство мыла получило при Петре I.
А во времена Екатерины II шуйское мыло было известно уже по всей стране. На Борисоглебскую ярмарку за ним съезжались с разных концов Руси. Упоминается оно и в русской песне:«И я встану младешенька, ранним-рано ранешенько. Я умоюсь младешенька, шуйским мылом белешенько».
Но не мылом единым жив человек. Практически из любой точки города видны очертания колокольни Воскресенского Собора. Эта звонница вторая по высоте в России после колокольни Петропавловской крепости. Начинал ее строительство итальянский архитектор Маричелли, а вот из-за обрушения конструкции на 3-м ярусе достраивал сооружение уже владимирский крестьянин-умелец Савватьев. На звоннице было установлено 11 колоколов. Отливал их мастером Ксенофонт Веревкин (он же отливал колокола и для Храма Христа Спасителя). Самый крупный колокол, весом 1270 пудов (для понимания – это более 20 тонн), был изготовлен в честь спасения царя Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы 1888 года под Харьковом. Отливали его в Москве. А подняли этого гиганта на шуйскую колокольню вручную.
Что еще посмотреть в Шуе. Замечательны старинные купеческие дома и гражданские постройки XVIII-ХIХ вв. Полюбоваться типичным для ХIХ века ансамблем Торговых Рядов. Кстати, Здесь установлены крупные городские торговые весы (вага). А над ними – важня, крытое сооружение XVIII-го века в стиле древнегреческого храма с колоннами и куполом. Это единственное в России строение подобного рода, которое сохранилось до наших дней. Весы считались центральной точкой города, от них шло верстовое исчисление во всех направлениях.
Осенью 1654 года в Шуе свирепствовала моровая язва - чума. Умирали целыми семьями, народ отчаялся. И тогда попросили иконописца Герасима Иконникова написать Смоленскую икону «со всяким благоговением и поспешностию». Икона писалась неделю. Через неделю крестным ходом отнесли образ в Воскресенский храм и храм внезапно озарился ярким светом. Верующие исполнились великой духовной радости и ликования. Вскоре смертность прекратилась. Но потери от эпидемии составили почти половину городского населения: из 1170 человек умерло 560.
Новое чудо от Шуйской иконы — исцеление одержимого отрока Иакова — случилось в 1666 году. А к 1800 году было зафиксировано 109 чудес. Большинство из них исцеления от полной или частичной слепоты и болезней глаз, а также от различных душевных и умственных расстройств. Все случаи были записаны в особые книги, которые отправили в Москву.
Прикладывался к иконе заболевший по пути в Персидский поход Петр I. Избавившись от недуга, царь хотел увезти образ в Санкт-Петербург. Но горожане пали на колени перед царем и умолили оставить икону в Шуе.
В 1937 года собор был закрыт, тогда же исчезла икона. И до сих пор никаких сведений о ней нет. Жители Шуи говорят: «Она к нам пока не вернулась оттого, что мы ее не достойны». Однако же в Воскресенском соборе находится сейчас весьма почитаемый прихожанами список с чудотворной иконы.
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.