
1 Кор., 133 зач., V, 6-8; Гал., 206 зач., III, 13-14.
Глава 5.
6 Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?
7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
Глава 3.
13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе),
14 дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Крестный ход, с которого начинается богослужение праздника Пасхи, один из наиболее ярких элементов пасхального торжества. В наши дни в этом молитвенном шествии принимают участие все те, кто пришел в храм на службу. В древности же всё было иначе. Крестный ход включал в себя взрослых мужчин и женщин, только что принявших таинство крещения в близлежащем водоеме или особом крещальном храме баптистерии. Желавшие стать христианами в течение Великого поста регулярно посещали богослужения. А потому многие из новозаветных чтений были обращены именно к данной категории прихожан. Не является исключением только что прочитанный составной отрывок из двух посланий апостола Павала — к коринфянам и к галатам. Обе эти церковные общины, расположенные одна в Греции, другая в Малой Азии, состояли из недавних язычников, принявших христианство благодаря проповеди святого Павла. Апостол не только многих из коринфян и галатов привел к вере в истинного Бога, но и впоследствии всячески заботился о том, чтобы плоды его трудов не исчезли. А к тому имелись все основания. Христиане из язычников часто оказывались перед соблазном вернуться к прежней греховной жизни. Апостол прекрасно знал об имевшейся опасности, а потому поддерживал горение веры в своих учениках и личным примером, и вдохновляющими посланиями. В сегодняшнем составном отрывке Павел сравнивает христиан из язычников с древними евреями, покинувшими по указанию Бога Египетское царство. Жестокий фараон не желал отпускать иудеев, ставших рабами в его государстве. Но Господь через пророка Моисея освободил Свой народ из плена. Это событие получило в библейской истории именование Песах — в переводе на русский «прохожу мимо». Ангел смерти прошел мимо домов евреев, не забрав души первенцев. Знаком для посланника Господня была отметина на косяке двери, сделанная кровью жертвенного ягненка — агнца. В ночь перед исходом из Египта евреи ели пресный хлеб, так как на приготовление квасного теста времени у них не было. Благодаря данному обстоятельству именно пресный хлеб — опресноки — стал символом чистоты и свободы одновременно. Итак, апостол Павел сравнивает христиан из язычников с древними евреями, освобожденными из рабства. Только в данном случае речь идет не о политической несвободе, а о рабстве греха. Павел напоминает читателям о том, что Господь освободил их от плена, худшего, нежели чем плен Египетский, и даровал настоящую свободу, которую необходимо ценить и всячески оберегать. Свобода, полученная от Бога, возникла не сама по себе. Её принес людям Сын Божий, ставший человеком, научивший людей истинной вере, пострадавший за правду, умерший и воскресший. Безгрешный Христос понес наказание за грех Адама, от которого был, на самом деле, свободен. Но Спаситель всё же прошел тягостный путь человека от рождения до смерти, преодолел эту смерть, воскрес и вознес наше естество на небеса. Чтобы воспользоваться плодами миссии Христа, стать соучастником Его славы мы должны, по слову апостола Павла, стать внутренне чистыми, светлыми, свободными от греховных пристрастий. Добиться подобного можно лишь с помощью Божией. Господь, выведший народ еврейский из Египетского плена, помогает каждому, кто искренне просит Его о помощи. В том и состоит смысл таинства крещения — получив от Бога дар благодати, воспринять его, раскрыть, сделать основой жизни, как поступали древние христиане, ставшие живой иконой чистоты и святости.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема