
Евр., 324 зач., X, 19-31.
Глава 10.
19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
21 и имея великого Священника над домом Божиим,
22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,
23 будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.
24 Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.
25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
26 Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи,
27 но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.
28 Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью,
29 то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?
30 Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой.
31 Страшно впасть в руки Бога живаго!

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Чтение которые мы сейчас услышали звучит во время девятого часа. Мы знаем, что именно в это время Христос возопил громким голосом и умер на кресте. В Евангельских отрывках, которые читаются в это время истории крестных страданий рассказывается предельно подобно. Однако апостольские чтения поразительным образом в этот самый момент говорят не столько о Христе, сколько о том, что Его крестная жертва значит для нас, что нового она вносит в наши отношения с Богом, к чему призывает в отношениях друг с другом.
Все, что совершил Господь, может казаться читающим историей, которая произошла когда-то в прошлом. Кажется, что жертва, которую Он принес зависит только от Него, это тайна Его любви... Разве мы можем как-то повлиять на эту тайну? Для чего в эти дни к нам обращено столько текстов, столько воспоминаний о тех событиях, чтобы мы смотрели на них в благоговейном молчании или поучаствовали в них в свою меру?
У благочестивого церковного человека эти слова, само это предположение может вызвать шок. В чем нам предлагается участвовать? В страданиях богочеловека? Вы хоть сами понимаете, о чем говорите? Но остановимся на мгновение и посмотрим на призыв Христа к ученикам: возьмите крест свой и следуйте за мной. Посмотрим на слова апостола: если крестились — то смерть Христову крестились, чтобы, умерев с Ним, с Ним же и воскреснуть. Именно этим объясняется тот факт, что чтение, которое мы слышим в час умирания Христа посвящено не столько Ему, сколько нам.
Путь, которым входили в храм ветхозаветные первосвященники был путем закона и кровавых жертвоприношений. Он давал человеку чувство чистоты, но не приближал его к Богу в действительности. Путь, который открыл Христос совершенно иной.
Апостол пишет, что ученики, очистив сердце от порочной совести, должны быть внимательны друг ко другу и поощрять один другого к любви и добрым делам.
Это смешение двух планов производит потрясающее впечатление. Вот мы читаем о крови Христовой, о Его смерти, святилище и новом пути... И кажется это будет что-то очень духовное, спиритуалистическое, не относящееся к нашей жизни. Но путь, который для нас открыл Христос — открывается как новые отношения между людьми. Это способность жить друг для друга, в каждый самый простой поступок вкладывая любовь.
Но чем выше призвание, тем выше ответственность. Тот, кому открывается суть вещей, кто видит мир таким каков он есть, уже не может жить прошлой жизнью и даже если отказывается от веры не сможет до конца успокоится в совести. Апостол пишет: страшно впасть в руки Бога живого... и человеку ветхозаветному действительно было страшно... Но в Новом Завете эти слова звучат совершенно иначе, ведь Бог живой за каждого из нас умирает на кресте. И воскресает для того, чтобы Его жизнь стала и нашей жизнью.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов