
Евр., 324 зач., X, 19-31.
Глава 10.
19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
21 и имея великого Священника над домом Божиим,
22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,
23 будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.
24 Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.
25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
26 Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи,
27 но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.
28 Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью,
29 то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?
30 Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой.
31 Страшно впасть в руки Бога живаго!

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Чтение которые мы сейчас услышали звучит во время девятого часа. Мы знаем, что именно в это время Христос возопил громким голосом и умер на кресте. В Евангельских отрывках, которые читаются в это время истории крестных страданий рассказывается предельно подобно. Однако апостольские чтения поразительным образом в этот самый момент говорят не столько о Христе, сколько о том, что Его крестная жертва значит для нас, что нового она вносит в наши отношения с Богом, к чему призывает в отношениях друг с другом.
Все, что совершил Господь, может казаться читающим историей, которая произошла когда-то в прошлом. Кажется, что жертва, которую Он принес зависит только от Него, это тайна Его любви... Разве мы можем как-то повлиять на эту тайну? Для чего в эти дни к нам обращено столько текстов, столько воспоминаний о тех событиях, чтобы мы смотрели на них в благоговейном молчании или поучаствовали в них в свою меру?
У благочестивого церковного человека эти слова, само это предположение может вызвать шок. В чем нам предлагается участвовать? В страданиях богочеловека? Вы хоть сами понимаете, о чем говорите? Но остановимся на мгновение и посмотрим на призыв Христа к ученикам: возьмите крест свой и следуйте за мной. Посмотрим на слова апостола: если крестились — то смерть Христову крестились, чтобы, умерев с Ним, с Ним же и воскреснуть. Именно этим объясняется тот факт, что чтение, которое мы слышим в час умирания Христа посвящено не столько Ему, сколько нам.
Путь, которым входили в храм ветхозаветные первосвященники был путем закона и кровавых жертвоприношений. Он давал человеку чувство чистоты, но не приближал его к Богу в действительности. Путь, который открыл Христос совершенно иной.
Апостол пишет, что ученики, очистив сердце от порочной совести, должны быть внимательны друг ко другу и поощрять один другого к любви и добрым делам.
Это смешение двух планов производит потрясающее впечатление. Вот мы читаем о крови Христовой, о Его смерти, святилище и новом пути... И кажется это будет что-то очень духовное, спиритуалистическое, не относящееся к нашей жизни. Но путь, который для нас открыл Христос — открывается как новые отношения между людьми. Это способность жить друг для друга, в каждый самый простой поступок вкладывая любовь.
Но чем выше призвание, тем выше ответственность. Тот, кому открывается суть вещей, кто видит мир таким каков он есть, уже не может жить прошлой жизнью и даже если отказывается от веры не сможет до конца успокоится в совести. Апостол пишет: страшно впасть в руки Бога живого... и человеку ветхозаветному действительно было страшно... Но в Новом Завете эти слова звучат совершенно иначе, ведь Бог живой за каждого из нас умирает на кресте. И воскресает для того, чтобы Его жизнь стала и нашей жизнью.
Храм Рождества Богородицы. Владикавказ

В южной части Владикавказа есть исторический район Осетинская слобода. Здесь на улице Рождественской, в пятистах метрах от набережной реки Терек, стоит старейшая церковь города. Храм посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Он был основан в 1814 году. На тот момент Владикавказ представлял собой военную крепость у входа в Дарьяльское ущелье. Форт построили в 1784 году по указу царицы Екатерины Второй для защиты южных рубежей Российской империи.
За мощными стенами русского укрепления нашли защиту от соседних племён осетины, прежде обитавшие выше в горах. Это были потомки аланов — христианского народа, пострадавшего от монгольских завоевателей в тринадцатом столетии. За многие века горцы утратили церковные традиции. Вернуться к вере им помогли русские миссионеры. Именно они построили в Осетинской слободе церковь Рождества Богородицы — вначале деревянную, а спустя несколько лет — каменную.
В дальнейшем в среде осетинского народа появились свои просветители. Так, в 1862 году настоятелем храма Рождества Богородицы стал священник Аксо, а в русском произношении Алексий Колиев. Он заботился о том, чтобы соотечественники имели возможность изучать Священное Писание на родном языке. Важнейшей задачей отец Алексий считал развитие женского образования на Кавказе. Он говорил, что грамотная мать сможет прочитать Евангелие и передать Благую весть своим детям. На собственные средства священник организовал школу для девочек и сам преподавал в ней. Миссионер перевёл на осетинский язык многие молитвы и писал духовные стихи. При нём церковь Рождества Богородицы стала духовным центром Владикавказа.
В храме сложилась дружная община. Когда после революции 1917 года старинное здание собирались снести, прихожане встали на его защиту. Церковь удалось спасти. Многие годы в ней размещался музей. Героем экспозиции стал поэт Коста Хетагуров — основоположник осетинской литературы.
В 1993 году храм Рождества Богородицы вновь стал действующим. Сегодня под его сводами регулярно совершаются богослужения. Голубое здание стоит на возвышенности и золотой крест над шатровым куполом виден за несколько кварталов. Со смотровой площадки у церкви открывается потрясающий вид на Кавказские горы. Этой панорамой любовались и первые жители Владикавказа.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Собор Вознесения Господня. Йошкар-Ола

В центре Йошкар-Олы, неподалёку от набережной реки Малая Кокшага, стоит белокаменный Вознесенский собор — величественный, двухэтажный, с мощным куполом-сферой. Он радует глаз резным декором — кажется, что стены оплетены тонким кружевом. Собор возвели в 1756 году, город тогда назывался Царёвококшайском. Еще раньше на этом месте стоял небольшой деревянный храм, также освящённый в честь праздника Вознесения Господня.
Обе церкви были построены на средства местных купцов Пчелиных. Это семейство поселилось в Царёвококшайске на заре его основания, в конце шестнадцатого столетия. Русская крепость появилась тогда в непроходимых лесах на левом берегу Волги после присоединения к России Казанского ханства. Предприимчивые торговцы разбогатели, скупая у местных крестьян-марийцев зерно, хмель, мёд, пушнину, рыбу и отправляя товар в другие регионы. При этом купцы заботились о христианском просвещении язычников и не жалели денег на храмы.
Деревянную Вознесенскую церковь поставил над рекой Малая Кокшага Андрей Пчелин в конце семнадцатого века. Чуть позже он приобрёл для храма колокольню. Сохранился документ — купчая, в которой сказано, что Андрей Иванович заплатил монахам Мироносицкой пустыни за звонницу четыре рубля. Строение раскатали на брёвна, перевезли за двадцать верст в Царевококшайск и собрали возле храма Вознесения.
Когда же город стал прирастать каменной застройкой, сын Андрея Пчелина, Иван, выделил средства на строительство собора на месте деревянной церкви. Об этом меценате сохранилось немало противоречивых историй. В целом они укладываются в рассказ о разбойнике, который покаялся и послужил людям своим богатством. Иван Пчелин не только построил великолепный Вознесенский храм, но и устраивал на его территории в праздничные дни благотворительные обеды.
В храме Вознесения Господня с самого момента основания сложились традиции просвещения. Изначально здесь существовала небольшая воскресная школа, а к началу двадцатого века при соборе действовало уже несколько училищ и женская гимназия. Все эти образовательные учреждения оказались закрыты после революции 1917 года. Прекратились тогда и богослужения.
За годы советской власти здание изменилось до неузнаваемости. Когда храм вернули православным в 1992 году, потребовалось немало усилий для его восстановления. Но прихожане справились! Сегодня Вознесенский собор — украшение Йошкар-Олы и один из духовных центров города!
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Сочи

На северо-восточном побережье Черного моря раскинулся город Сочи — крупнейший курорт Краснодарского края. В 2014 году этот живописный уголок стал местом проведения международных Олимпийских игр. За несколько лет до соревнований в городе началась подготовка к ним. Основной площадкой состязаний избрали Имеретинскую низменность между реками Мзымта и Псоу.
Проводя здесь масштабные работы, строители обнаружили развалины древнего христианского храма. Ученые исследовали руины и датировали их девятым веком. В то далекое время территория, на которой расположен современный Сочи, была частью Византийской империи. Государство взяло находку под охрану и археологи занялись раскопками.
Тогда же, перед Олимпиадой, в Имеретинской низменности начиналось возведение церкви для православных участников и гостей спортивного праздника. Сочинцы решили, что новый храм должен стать историческим преемником обнаруженного неподалёку византийского собрата. Камень из древней стены положили в основание будущей церкви.
Строительство завершилось в начале января 2014 года. Храм-исполин с мощным куполом-шлемом стал украшением Олимпийской деревни, обустроенной в Имеретинской низменности. Церковь освятили в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. На Рождество 2014 года здесь состоялось первое богослужение. На нём присутствовал президент России Владимир Путин. Он подарил храму украшенный сусальным золотом старинный образ Иисуса Христа «Спас Нерукотворный».
5 февраля 2014 года Святейший патриарх Кирилл совершил в Спасской церкви молебен в преддверии Олимпиады. В богослужении приняли участие спортсмены из России, Украины, Беларуси и Молдовы. На протяжении международных состязаний храм в Олимпийской деревне посещали люди со всех концов земного шара.
Сегодня церковь Нерукотворного образа Спасителя — одно из любимых мест у жителей Сочи и гостей города. Величественное здание окружено парком, а у входа бьёт фонтан. Колокольня оснащена автоматической системой звонов — в её репертуаре несколько десятков мелодий. Вечером церковь озаряет подсветка. По утрам православный люд спешит в Олимпийскую деревню на богослужение. Соборная молитва в Спасской церкви совершается ежедневно!
Все выпуски программы ПроСтранствия