Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Иерусалим середины первого века по Рождестве Христовом вошел в историю как город, где жили и единодушно служили Богу современники Спасителя. Древние христиане столицы Израиля были и до сих пор являются эталоном веры. Глядя на них мы, так сказать, сверяем координаты собственной духовной жизни. Интересно, что в национальном отношении большинство первых христиан Иерусалима были евреями. Это обстоятельство служило причиной конфликтных ситуаций между ними и теми их соплеменниками, которые остались в рамках иудаизма. Последние не понимали выбора евреев-христиан, призывали вернуться их к вере предков. От подобного шага предостеречь собратьев пытался апостол Павел, направивший в Иерусалим послание, вошедшее в состав Библии под названием — Послание к Евреям. В этом тексте в полной мере апостол Павел применяет те знания, которые были получены им в юности, когда он являлся учеником знаменитого по тем временам раввина Гамалиила. Павел сам готовился стать иудейским законоучителем, но благодаря чуду — явлению Христа на дороге в Дамаск — полностью изменил свою жизнь. Так раввин превратился в апостола Господа Иисуса, Его самого, наверное, яркого проповедника. Своих соплеменников апостол Павел пытался всячески убедить в истинности учения Христова, доказать, что именно Иисус из Назарета является тем самым Спасителем-Мессией, приход Которого предсказывали пророки Ветхого Завета. На протяжении всего текста послания апостол под разными смысловыми углами развивает эту логику, сравнивает служение Христа с библейскими образами и прообразами, безусловно, знакомыми тогдашним читателям: храм, святилище, жертва и иные. Но знакомы ли перечисленные символы современному человеку, находящемуся и за пределами еврейского этноса, и за границами той древней эпохи? Как кажется, не совсем. Древняя иудейская цивилизация строилась вокруг Иерусалимского храма — главного и единственного святилища евреев. Только здесь могли совершаться жертвоприношения и богослужение как таковое. За пределами храма подобное было просто невозможно. Для многих современников апостола Павла ритуалы, происходившие в святилище, приобрели самоценное значение. Хотя, на самом деле, все они имели символический характер, имевший отношение к искупительному подвигу Иисуса Христа. Апостол Павел прямо говорит, что Иерусалимский храм представлял собой земной прообраз Царства Божия. Из этой мысли следует другая — что обещанный Господом Спаситель пришел в наш мир не для того, чтобы земной рай создать, а чтобы открыть людям Царство Небесное. Оно выше всех материальных представлений и в целом не имеет никакого отношения, например, к политическому благополучию. Жертвоприношения, которые совершались в Иерусалимском храме, также являлись символами — жертвы Христовой. Она состояла не в том, чтобы удовлетворить Божественную справедливость. А в том, что Сын Божий принял на себя тяготы человеческого естества, в том числе и смерть. Он преодолел её оковы и воскрес. Этим Спаситель открыл верующим в него людям путь в Царство Божие. Во Христе произошло упразднение последствий греха Адама и Евы — человек вновь получил возможность говорить с Богом, слышать Его ответ, ощущать в своей жизни явное присутствие Господа. Жертва Спасителя упразднила необходимость совершать кровавые жертвоприношения Ветхого Завета. Дальнейшая история упразднила и то место, где эти жертвоприношения совершались — Иерусалимский храм был уничтожен римскими войсками.
Сегодняшнее чтение из послания к Евреям имеет отношение не только к сугубо национальному контексту. Этот отрывок звучит незадолго до наступления светлого праздника Пасхи. Тем самым Церковь через богослужение напоминает нам о значении подвига Христа Спасителя и Его жертвы, полностью изменившей к лучшему ход человеческой истории. Есть в сегодняшнем чтении и еще один важный поучительный смысл — апостол призывает нас воспринимать обрядовые действия не как что-то самоценное, а как средства, способные напомнить нам о Царстве Божием и приблизить к нему через покаяние и изменение себя к лучшему — то есть через приближение к идеалам раннего христианства.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











